Мастер-класс для педагогов "Использование системного оператора в развитии речи дошкольников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Системный оператор как технология ТРИЗ очень распространенна среди педагогов, но мало кто ее использует именно в развтии речи. Представлен мастер класс по использованию СО в составлении сказок.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 224.04 КБ | |
| 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по развитию речи с помощью инновационной технологии ТРИЗ, метод «системный оператор».
Добрый день, уважаемые коллеги.
Меня зовут Евгения Викторовна.
На нашей группе реализуется программа по речевому развитию дошкольников с использованием такой такой инновационной технологии как ТРИЗ.
Почему она инновационная? Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить ребенка анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Эта технология созданная Г.Альтшуллером для своих студентов, с успехом используется и у дошкольников младшего,среднего и старшего возраста.
Почему технология современная была и будет? Потому что позволяет систематизировать знания об окружающем мире, сравнивать объекты по признакам.
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. В детском саду он получил название «Волшебный экран» .Самый распрстранный вариант «девятиэкранка» доступен детям старшего возраста.
«Для малышей используется «урезанный вариант» (системный лифт):
-горизонтальная «трехэкранка», вертикальная «трехэкранка»:
- трехэкранка
Более доступна для понимания СО в рифмовке
Если мы рассмотрим что-то... (объект)
Это что-то для чего-то... (функция объекта)
Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри
Мы используем СО не только в развитии речи, но и в других областях. Чтобы наглядно показать как использовать СО в обучении, я предлагаю сначала потренироваться в математике ( мастер-класс по математике с СО).
И теперь можно перейти к использованию СО в развитии речи:
Давайте рассмотрим «пятиэкранку». Она похожа на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – еще в стороны. Если поедешь вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть; поедешь назад – узнаешь прошлое, вперед - будущее.
А теперь, давайте приступим к анализу. Вы, наверное, согласитесь со мной, что р. н. сказка «Колобок» самая известная и любимая у детей младшего и среднего дошкольного возраста, и я тоже ее очень люблю. Вот только мне очень жалко Колобка, он был такой веселый, добрый, а Лиса его взяла и съела! Мне такой конец совсем не нравится. Давайте мы с вами сейчас придумаем другой конец этой сказки, такой, чтобы Колобок в ней мог спастись.
Сначала давайте вспомним, с чего начались приключения Колобка. Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка». Вот свежеиспеченный Колобок лежит на окошке, остывает…
Потом колобок едет на лифте вниз. Из каких частей он состоит? (мякиш, корочка).
Теперь Колобок едет вверх. Где он был в начале сказки? (в печке).
Затем Колобок отправился назад на лифте, в свое прошлое. Чем он был раньше, откуда появился? А что произошло потом? (педагогам предлагается отвечать фрагментами из сказки).
А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был? (вкусный, румяный, аппетитный).
Но мы с вами хотим, чтобы было все наоборот, чтобы лиса его не съела. Может быть, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным – Лисе его есть и не захочется? (педагоги предлагают варианты изменения свойств Колобка: посыпать на себя соль, обваляться в сосновых иголках, залезть в лужу и т. д.).
Мог ли колобок сделать так, чтобы от него исходил неприятный запах? Мог бы он принять другую форму? А мог бы он спеть какую-нибудь другую песню, или изменить голос?
Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его лиса или нет? А такая новая сказка про Колобка, вам нравится? И мне тоже! Спасибо, что помогли спасти Колобка!
Целесообразно предложить детям зарисовать полученный результат
(изменившегося Колобка, а в дальнейшем проиграть при помощи любого театра, имеющегося в группе сказку с новым концом.
Системный оператор помог нам провести системный анализ сказки, составить благоприятный прогноз.


Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Мастер-класс «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Коврограф ЛАРЧИК
В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.Главная отли...

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).
Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов."Загадка, как средство развития речи дошкольников"...

Мастер - класс на тему «Лего – технология, как способ развития речи дошкольников».
Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки образовательной деятельности детского сада и в основном,...
Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"
Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...

Мастер-класс для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
laquo;Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»...



