Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
консультация на тему

Чернова Мария Евгеньевна

Мастер-класс на тему:

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Цели: ознакомление педагогов с использованием приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников;

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален это тот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».

Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:

- воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;

- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;

-   развитие у ребенка умения знать и любить себя;

- развитие творческого воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

-  развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;

- развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании само ценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

ТРИЗовское  мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.

Принципы ведения занятий по ТРИЗ:

* тактические;

* стратегические.

Но всё это не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью!

На занятиях с использованием приемов ТРИЗ всегда должно быть:

- интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно;

- лично полезно сейчас и потом;

- весело, эмоционально;

Остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

В работе по тризовским технологиям по развитию речи я использую различные методы и приемы. Хочу познакомить вас с некоторыми.

Один из методов - аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».  «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».

Еще один метод - мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.) Или же: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его .) Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.

- «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

- «Коллаж из сказок .»  Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. "(творческая совместная работа детей и воспитателя.

- «Знакомые герои в новых обстоятельствах.» Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

- «Спасательные ситуации в сказках».

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо овладеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он должен обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

В будущем я планирую продолжить работу в этом направлении и расширить её, усложнив новыми значками-признаками и дав возможность родителям и детям самостоятельно находить информацию в различных современных источниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Сегодня дорогие коллеги ,я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. ТРИЗ зародился давно, в 1946 году, основателем данной технологии является великий немецкий  философ, писатель, изобрета...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                         Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...