Консультация «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
презентация на тему

Консультация для педагогов «Использование методов мнемотехники  в развитии речи дошкольников» с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.05 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_mnemotehnike.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Использование методов мнемотехники

в развитии речи дошкольников»

Цель:

  • реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники;
  • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений;
  • обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

        Речь – одна из важных линий развития ребенка.

        На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

        На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

        Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

        Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

        Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Задачи мнемотехники:

  • совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
  • формирование у детей навыков запоминания, научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
  • стимулирование интеллектуального развития ребенка;
  • учить запоминанию любой информации.

        Как применять мнемотехнику в детском саду?

        Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки– это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

        Когда начинать заниматься мнемотехникой?

        Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

        Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

        Задачи для всех видов мнемотаблиц

        Виды мнемотаблиц: развивающие и обучающие.

        Примеры развивающих и обучающих мнемотаблиц.

        Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших — дети должны уметь самостоятельно.

        Где можно использовать мнемосхемы?

  • Обогащение словарного запаса.
  • Обучение пересказу.
  • Составление рассказов.
  • Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
  • Отгадывание загадок.

        Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

        Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы.

        Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

1) Модель русской народной сказки «Репка» для младшего дошкольного возраста.

2) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

        Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее.

        Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков».

Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Мнемотаблицы можно использовать для описательных рассказов по лексическим темам.

        Разучивание стихотворений. «Подарки осени», «В руки овощи берем», «Белая берёза»

        Отгадывание загадок: примеры.

        Вывод:

  • Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления.
  • Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
  • Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть.

        Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский

Слайд 2

Понятие «мнемотехника» Мнемотехника- технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Слайд 3

Цели обучения мнемотехнике формирование ассоциативного мышления; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие зрительного и слухового внимания; развитие воображения.

Слайд 4

Задачи мнемотехники совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния; формирование у детей навыков, запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»; стимулирование интеллектуального развития ребенка; учить запоминанию любой информации.

Слайд 5

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания). Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать. Развитие логики. Развитие образного мышления. Формирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию. Решение дидактических, образовательных задач. Развитие смекалки. Тренировка внимания. Формирование навыка правильного графического изображения.

Слайд 6

Этапы работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме. В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 7

Где можно использовать мнемотаблицы? Обогащение словарного запаса. Обучение пересказу. Составление рассказов. Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок.

Слайд 8

Обогащение словарного запаса

Слайд 9

Обучение пересказу

Слайд 10

Составление рассказов Описательные рассказы по лексическим темам

Слайд 11

Заучивание стихотворений

Слайд 12

Отгадывание загадок

Слайд 13

Вывод Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс для воспитателей «Кинезиология, как метод активного развития речи дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей«Кинезиология, как метод активного развития речи дошкольников»...

Консультация "Инновационные методы в развитии речи дошкольников"

Консультация "Инновационные методы в развитии речи дошкольников"...

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"

Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....

Мастер-класс «Использование нейропсихологических приёмов и методов по развитию речи дошкольников»

Использование нейропсихологических приёмов и методов по развитию речи дошкольников1.Теория2.Практика...

Консультация. Использование проектного метода в развитиии речи дошкольников.

Одним из перспективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности, в рамках которого происходит взаимодействие ребёнка со сверстниками, воспитател...

Тренинг для педагогов "Использование нейропсихологических приемов и методов по развитию речи дошкольников

Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей....