Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".
    консультация (младшая группа) на тему

    Адина Майя Витальевна

    Консультация для родителей на тему: "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_8.docx18.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Использование метода мнемотехники

    в обучении пересказа художественной литературы

    у детей дошкольного возраста».

    На сегодняшний день актуальность темы заключается в том, что для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие, как:

    • Испытывают сложности в рассказывании различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;

    • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

    • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

    Мнемотехника в  переводе с греческого - «искусство запоминания»Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Предлагаю вашему вниманию рассмотреть один из приёмов мнемотехники, такой как «пересказ художественной литературы». А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности в художественной литературе  - это русская народная сказка.

    Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребёнка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живёт вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

    Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

    Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам:

    1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.

    3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания.

    Этапы работы со схемой - моделью:

    • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;

    • учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;

    • самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;

    • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель.

    Сказка «Теремок».

    Занятие состоит из нескольких этапов:

    1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

    2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

    3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания);

    4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

    5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась»  в таблице? Про кого эта сказка?»

    Преимущество мнемотаблицы:

    • Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным;

    • У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Результаты:

         - у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;

    - расширился круг знаний об окружающем мире;

    - активизировать словарный запас;

    - дети преодолевают робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

    Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказыватьиспользуя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."

    Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

    Консультация для родителей: "Обучение пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте"

    Это консультация для родителей по пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте....

    Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

    Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

    Эффективные методы и приемы работы по формированию интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

    Презентация для родителей и педагогов, помогающая сформировать у детей интерес к книгам....