Главные вкладки

    Статья по художественной литературе по теме:
    "Значение художественной литературы для детей дошкольного возраста"

    Никитина Наталия Сергеевна

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znachenie_hud.literatury.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение художественной литературы для детей дошкольного возраста.

    Уважаемые родители! Знакомство детей с художественной литературой имеет огромное значение для формирования личности ребенка.

     В дошкольном возрасте важно  приобщать ребенка к книге.  Необходимо подбирать такие литературные произведения, чтобы они были интересны ребенку, разнообразны по своему содержанию. Важно читать произведения разных жанров. Сказки покажут малышу мир волшебства и победы добра над злом. Стихи раскроют красоту окружающего мира. Повести и рассказы помогут ребенку увидеть мир многоликим, пережить вместе с героями необыкновенные приключения.

       Совместное чтение позволяет расширить контакт между взрослыми и детьми, расширяет представление детей об окружающей действительности, закрепляет раннее полученные знания и представления.

       При прослушивание литературного произведения у детей развиваются основные психические процессы (слуховое и зрительное внимание, память, мышление, речь, волевые качества).  Литературные произведения являются одним из компонентов нравственного воспитания.

       Выбор художественной литературы должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

        Для детей младшего дошкольного возраста книги должны обязательно сопровождаться красочными, яркими, крупными, реалистичными иллюстрациями. Так как у детей только начинают формироваться представления об окружающей действительности, мышление носит конкретный характер, слово тесно связано с образом или действием.  Картинки должны четко соответствовать содержанию текста.

        Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать книги с меньшим количеством иллюстраций, т.к запас знаний и представлений об окружающем мире расширился и ребенок может самостоятельно «нарисовать» образ литературного героя.

        Для того чтобы чтение книг приносило Вам и вашим детям максимальную пользу и удовольствие необходимо соблюдать следующие правила.

     : Выбрать оптимально удобное место и время для ознакомления с художественной литературой.

     : При чтении литературного произведения не должно быть никаких отвлекающих факторов (телевизор, музыка, разговоры.)

     : После прочтения рассказа, сказки или стихотворения побеседуйте с ребенком о содержании прочитанного.

     : Если в выбранном Вами произведении имеются устаревшие или непонятные ребенку слова, следуют объяснить их значение.

     : Каждое литературное произведение носит свою смысловую нагрузку, объясните ее ребенку.

     : С целью систематизации знаний об окружающем мире целесообразно подбирать литературный материал исходя из сезонных изменений или изучаемых ребенком лексических тем.

    На разных возрастных этапах существуют свои задачи и цели ознакомления с художественной литературой.

       Младший дошкольный возраст ( 3 – 4 года )

    : Воспитывать интерес к книге.

    : Учить детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихотворения, потешки, сказки, рассказы с наглядным сопровождением.

    : Стимулировать ребенка к речевой активности.

    : Формировать эмоциональный отклик на литературное произведения.

    : Воспитывать бережное отношение к книге и умение обращаться с ней.

    : Учить воспроизводить с помощью наводящих вопросов взрослого содержание литературного произведения в правильной последовательности, с опорой на наглядность.

    : Заучивание простых стихотворных текстов.

    Рекомендуемая литература.

    Потешки: « Пальчик – мальчик….», « Петушок – петушок….», « Кисонька – Мурысонька», « Солнышко – ведрышко…», « Сорока – белобока», « Улитка – улитка»,                       « Валенки», « Жили у бабуси», « Киска, киска», « Идет коза рогатая»

    Сказки: «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок»,  «3 медведя», «Маша и медведь»,             «Репка», «Курочка Ряба»

    В. Сутеев  «Цыпленок и утенок»,  « Три котенка», Л. Зорина « У солнышка в гостях.»

    С. Маршак « Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский « Васька», « Петушок с семьей»

    А. Барто « Машенька», « Игрушки», К. Чуковский « Мойдодыр», Чарушин « Русские сказки о природе», Благинина « С добрым утром», « Дождик», « Мы пускаем пузыри».

    Для заучивания: А.Барто « Игрушки»,  « Машенька». Потешки. Я.Аким « Мама»

    Хармс « Кораблик» и др.

    Средний дошкольный возраст ( с 4 до 5 лет)

    : Совершенствование навыка рассматривание иллюстраций и соотнесение их с текстом.

    : формировать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с помощью взрослого.

    : Пересказывать знакомые сказки вместе со взрослыми со зрительной опорой.

    : Учит оценивать поступки героев литературного произведения, характеризовать их нравственные качества.

    : Учить выразительно рассказывать стихотворения.

    Рекомендуемая литература.

    Сказки, рассказы: «Бычок смоляной бочок», «Зимовье», « Колосок», « Заяц и еж»,

    « Красная шапочка», « Гуси – лебеди», « Три поросенка», « Рукавичка», « Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса», « У солнышка в гостях».

    В. Сутеев « Кто сказал мяу?», « Кот рыболов».

    К. Чуковский « Айболит и воробей», « Муха – Цокотуха.»

    Аким « Первый снег». Чарушин, Бианки, Сладков.

    Стихи: В. Маяковский « Что такое хорошо, что такое плохо?»,                                                        С. Маршак « Пограничники», « Вот какой рассеянный». Ушинский « Ласточка», « Лучше нет родного края». С. Михалков « Дядя Степа», Чуковский « Краденое солнце»

    Для заучивания: Н. Нищева « Осенние листья», « Огород», « Помощники».

    Демьянов « Снежная баба», Е. Благинина « Мамин день», Я. Аким « Мама»,

    И. Токмакова « Весна», Л. Квитко « Бабушкины руки».

    Старший дошкольный возраст ( 5 – 6 лет)

    : Формировать умение выделять литературные жанры ( Стихи, загадки, проза)

    : Пересказ хорошо знакомых литературных произведений.

    : Формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, к поступкам героев.

    Рекомендуемая литература:

    Сказки, рассказы: « Заяц – хвастун», « Крылатый, лохматый, да масляный», « Бабушка, внучка да курочка», « Лисичка – сестричка и серый волк», « Мороз, солнце и ветер»,

    « Два Мороза», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Снегурочка».

    Воронкова « Ссора с бабушкой», « Совсем как папа». Е. Пермяк « Как Маша стала большой.» В. Осеева. Б.Житков « На льдине». Сладков, Бианки.

    Стихи: А. Плещеев « Осень наступила», С. Маршак « Круглый год»,                                          Л. Завальнюк « Времена года». Степанов « Моя Родина Россия». К. Чуковский « Айболит»

    А. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Э. Мошковская « В порту.»

    Для заучивания: С. Маршак « Времена года». Ю. Тувин « Хозяйка однажды с базара пришла» Н. Нищева « В огород пойдем». З. Александрова « Снежок»,  « Снегири».

    Чепуров « Трудно птицам зимовать», В. Егоров « Снеговик», А. Барто « Весна идет»

    В. Степанов « Космонавт», Волина « Ракета»

    Подготовительная к школе группа ( 6 – 7 лет)

    : Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров.

    : Формировать умение опредилять жанр литературного произведения.

    : Развивать у детей речевые средства выразительности.

    :Развивать творческие способности детей.

     « Закончи сказку»

    « Придумай название рассказу»

    « Договори в рифму»

     : Развивать умения самостоятельно пересказывать литературные произведения.

    Рекомендуемая литература.

    Сказки, рассказы: « Царевна – лягушка». Соколов – Микитов « Листопадничек».

    К. Паустовский « Кот – ворюга». « Двенадцать месяцев». С. Аксаков « Аленький цветочек». Л. Кассиль « Твои защитники», Сладков « Кто как зимует?».

    С. Маршак « Кошкин дом», Г. Х. Андерсен « Дюймовочка». М. Пришвин « Ребята и утята». С. Маршак « Пожар». Л. Толстой « Пожарная собака». В. Сутеев « Мешок яблок»,

    « Яблоко», « Елка».

    Для заучивания: К. Бальмонт « Снежинка». З. Александрова « Дед мороз», « Родина»,

    « Салют весне», « Дождик». Тютчев « Зима недаром злится» Г. Виеру « Мамин день».

    Е. Серова « Незабудки», « Подснежник». Е. Благинина « Букварик».  

    С. Маршак « Где обедал воробей?», « Зоосад».

    В помощь родителям.

    Если ребенок затрудняется выучить предложенный Вами стих.

    1. Придумайте на каждое предложение определенные движения, которые несут смысловую нагрузку.
    2. Помогите ребенку запомнить стих с помощью мнемотаблиц.

    На каждое предложение нарисуйте схему – картинку, обсудите с ребенком ее значение, повторите стих с опорой на наглядность.

    Не заставляйте ребенка слушать литературное произведение, если у него нет настроения.

    Читайте дозировано, пока ребенок Вас внимательно слушает.

    Рассказывайте и читайте эмоционально, интонационно выразительно.

    Желаем удачи!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»

    Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»...

    Значение художественной литературы для детей 3 4 лет Рекомендации для родителей

    Значение художественной литературы для детей 2 младшей группы....

    Значение художественной литературы для детей 3- 4 лет.

    Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы. Мир человеческих чувств и взаимоотношений. Развивает мышление, воображение, обогащает эмоции. Художественная лите...

    Значение художественной литературы для детей 4 - 5 лет

    В век компьютерных технологий мы забыли о книгах... В этой статье рассказывается о том, что книги значат для ребенка....

    Консультация для родителей на тему: "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".

    Консультация для родителей на тему: "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста"....