"Значение художественной литературы для детей дошкольного возраста"
статья по художественной литературе по теме

Никитина Наталия Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_hud.literatury.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение художественной литературы для детей дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Знакомство детей с художественной литературой имеет огромное значение для формирования личности ребенка.

 В дошкольном возрасте важно  приобщать ребенка к книге.  Необходимо подбирать такие литературные произведения, чтобы они были интересны ребенку, разнообразны по своему содержанию. Важно читать произведения разных жанров. Сказки покажут малышу мир волшебства и победы добра над злом. Стихи раскроют красоту окружающего мира. Повести и рассказы помогут ребенку увидеть мир многоликим, пережить вместе с героями необыкновенные приключения.

   Совместное чтение позволяет расширить контакт между взрослыми и детьми, расширяет представление детей об окружающей действительности, закрепляет раннее полученные знания и представления.

   При прослушивание литературного произведения у детей развиваются основные психические процессы (слуховое и зрительное внимание, память, мышление, речь, волевые качества).  Литературные произведения являются одним из компонентов нравственного воспитания.

   Выбор художественной литературы должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

    Для детей младшего дошкольного возраста книги должны обязательно сопровождаться красочными, яркими, крупными, реалистичными иллюстрациями. Так как у детей только начинают формироваться представления об окружающей действительности, мышление носит конкретный характер, слово тесно связано с образом или действием.  Картинки должны четко соответствовать содержанию текста.

    Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать книги с меньшим количеством иллюстраций, т.к запас знаний и представлений об окружающем мире расширился и ребенок может самостоятельно «нарисовать» образ литературного героя.

    Для того чтобы чтение книг приносило Вам и вашим детям максимальную пользу и удовольствие необходимо соблюдать следующие правила.

 : Выбрать оптимально удобное место и время для ознакомления с художественной литературой.

 : При чтении литературного произведения не должно быть никаких отвлекающих факторов (телевизор, музыка, разговоры.)

 : После прочтения рассказа, сказки или стихотворения побеседуйте с ребенком о содержании прочитанного.

 : Если в выбранном Вами произведении имеются устаревшие или непонятные ребенку слова, следуют объяснить их значение.

 : Каждое литературное произведение носит свою смысловую нагрузку, объясните ее ребенку.

 : С целью систематизации знаний об окружающем мире целесообразно подбирать литературный материал исходя из сезонных изменений или изучаемых ребенком лексических тем.

На разных возрастных этапах существуют свои задачи и цели ознакомления с художественной литературой.

   Младший дошкольный возраст ( 3 – 4 года )

: Воспитывать интерес к книге.

: Учить детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихотворения, потешки, сказки, рассказы с наглядным сопровождением.

: Стимулировать ребенка к речевой активности.

: Формировать эмоциональный отклик на литературное произведения.

: Воспитывать бережное отношение к книге и умение обращаться с ней.

: Учить воспроизводить с помощью наводящих вопросов взрослого содержание литературного произведения в правильной последовательности, с опорой на наглядность.

: Заучивание простых стихотворных текстов.

Рекомендуемая литература.

Потешки: « Пальчик – мальчик….», « Петушок – петушок….», « Кисонька – Мурысонька», « Солнышко – ведрышко…», « Сорока – белобока», « Улитка – улитка»,                       « Валенки», « Жили у бабуси», « Киска, киска», « Идет коза рогатая»

Сказки: «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок»,  «3 медведя», «Маша и медведь»,             «Репка», «Курочка Ряба»

В. Сутеев  «Цыпленок и утенок»,  « Три котенка», Л. Зорина « У солнышка в гостях.»

С. Маршак « Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский « Васька», « Петушок с семьей»

А. Барто « Машенька», « Игрушки», К. Чуковский « Мойдодыр», Чарушин « Русские сказки о природе», Благинина « С добрым утром», « Дождик», « Мы пускаем пузыри».

Для заучивания: А.Барто « Игрушки»,  « Машенька». Потешки. Я.Аким « Мама»

Хармс « Кораблик» и др.

Средний дошкольный возраст ( с 4 до 5 лет)

: Совершенствование навыка рассматривание иллюстраций и соотнесение их с текстом.

: формировать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с помощью взрослого.

: Пересказывать знакомые сказки вместе со взрослыми со зрительной опорой.

: Учит оценивать поступки героев литературного произведения, характеризовать их нравственные качества.

: Учить выразительно рассказывать стихотворения.

Рекомендуемая литература.

Сказки, рассказы: «Бычок смоляной бочок», «Зимовье», « Колосок», « Заяц и еж»,

« Красная шапочка», « Гуси – лебеди», « Три поросенка», « Рукавичка», « Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса», « У солнышка в гостях».

В. Сутеев « Кто сказал мяу?», « Кот рыболов».

К. Чуковский « Айболит и воробей», « Муха – Цокотуха.»

Аким « Первый снег». Чарушин, Бианки, Сладков.

Стихи: В. Маяковский « Что такое хорошо, что такое плохо?»,                                                        С. Маршак « Пограничники», « Вот какой рассеянный». Ушинский « Ласточка», « Лучше нет родного края». С. Михалков « Дядя Степа», Чуковский « Краденое солнце»

Для заучивания: Н. Нищева « Осенние листья», « Огород», « Помощники».

Демьянов « Снежная баба», Е. Благинина « Мамин день», Я. Аким « Мама»,

И. Токмакова « Весна», Л. Квитко « Бабушкины руки».

Старший дошкольный возраст ( 5 – 6 лет)

: Формировать умение выделять литературные жанры ( Стихи, загадки, проза)

: Пересказ хорошо знакомых литературных произведений.

: Формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, к поступкам героев.

Рекомендуемая литература:

Сказки, рассказы: « Заяц – хвастун», « Крылатый, лохматый, да масляный», « Бабушка, внучка да курочка», « Лисичка – сестричка и серый волк», « Мороз, солнце и ветер»,

« Два Мороза», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Снегурочка».

Воронкова « Ссора с бабушкой», « Совсем как папа». Е. Пермяк « Как Маша стала большой.» В. Осеева. Б.Житков « На льдине». Сладков, Бианки.

Стихи: А. Плещеев « Осень наступила», С. Маршак « Круглый год»,                                          Л. Завальнюк « Времена года». Степанов « Моя Родина Россия». К. Чуковский « Айболит»

А. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Э. Мошковская « В порту.»

Для заучивания: С. Маршак « Времена года». Ю. Тувин « Хозяйка однажды с базара пришла» Н. Нищева « В огород пойдем». З. Александрова « Снежок»,  « Снегири».

Чепуров « Трудно птицам зимовать», В. Егоров « Снеговик», А. Барто « Весна идет»

В. Степанов « Космонавт», Волина « Ракета»

Подготовительная к школе группа ( 6 – 7 лет)

: Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров.

: Формировать умение опредилять жанр литературного произведения.

: Развивать у детей речевые средства выразительности.

:Развивать творческие способности детей.

 « Закончи сказку»

« Придумай название рассказу»

« Договори в рифму»

 : Развивать умения самостоятельно пересказывать литературные произведения.

Рекомендуемая литература.

Сказки, рассказы: « Царевна – лягушка». Соколов – Микитов « Листопадничек».

К. Паустовский « Кот – ворюга». « Двенадцать месяцев». С. Аксаков « Аленький цветочек». Л. Кассиль « Твои защитники», Сладков « Кто как зимует?».

С. Маршак « Кошкин дом», Г. Х. Андерсен « Дюймовочка». М. Пришвин « Ребята и утята». С. Маршак « Пожар». Л. Толстой « Пожарная собака». В. Сутеев « Мешок яблок»,

« Яблоко», « Елка».

Для заучивания: К. Бальмонт « Снежинка». З. Александрова « Дед мороз», « Родина»,

« Салют весне», « Дождик». Тютчев « Зима недаром злится» Г. Виеру « Мамин день».

Е. Серова « Незабудки», « Подснежник». Е. Благинина « Букварик».  

С. Маршак « Где обедал воробей?», « Зоосад».

В помощь родителям.

Если ребенок затрудняется выучить предложенный Вами стих.

  1. Придумайте на каждое предложение определенные движения, которые несут смысловую нагрузку.
  2. Помогите ребенку запомнить стих с помощью мнемотаблиц.

На каждое предложение нарисуйте схему – картинку, обсудите с ребенком ее значение, повторите стих с опорой на наглядность.

Не заставляйте ребенка слушать литературное произведение, если у него нет настроения.

Читайте дозировано, пока ребенок Вас внимательно слушает.

Рассказывайте и читайте эмоционально, интонационно выразительно.

Желаем удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста"....

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...