Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста»

 В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

    В работе по формированию интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста, поняла, что художественное слово ребята воспринимают через моё чтение и рассказывание. Поэтому для меня была важна выразительная подача произведения. Для этого использовала приёмы художественного чтения: основной тон. В зависимости от темы, идейного содержания, языкового стиля произведения намечала его основное исполнительское звучание. В ходе чтения произведений разнообразные оттенки голоса помогли мне нарисовать в воображении детей героев, характеры, настроения, поступки, показать своё отношение к изображаемым героям. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, во время чтения художественной литературы использовала такие элементы, как: ударение, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр (качественная окраска голоса). Также в ходе чтения произведений использовала мимику, периодически смотрела на детей, чтобы иметь хороший контакт с ними, но не делала замечаний, т. к. это нарушает целостность восприятия. Включала в непосредственно-образовательную деятельность по произведениям художественной литературы вводную беседу, которая готовила их к предстоящей встрече с произведением, вызывала активный интерес к нему, помогала войти в мир, созданный писателем. Для этого использовала загадки, чтение отрывков из знакомых детям произведений, близких по жанру и идее к тому, с которым предполагала их познакомить. Пояснениями настраивала дошкольников на восприятие определённого содержания. Подготовив детей к восприятию, выразительно читала или рассказывала текст произведения. В качестве средств активизации познавательной деятельности использовала произведения искусства. Например, в ходе беседы по стихотворению С. Маршака «Усатый-полосатый» показала детям репродукции картин В. Ефимова «Кошка с шаром», В. Домогацкого «Кошка». Особое внимание уделяла подборке вопросов, так как они помогали детям правильно построить предложение при ответе. Вопросы, заданные мной детям в ходе беседы по тексту произведений показывали отношение дошкольников к событиям и героям, стимулировали проявление нравственных и эстетических чувств.

Старалась научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации. В ходе совместной деятельности по сказке Ш. Перро «Красная шапочка» мы с ребятами не только преобразовали ход повествования, придумали другую концовку, ввели непредвиденные ситуации, что обеспечило более глубокое переживание детей действиям и поступкам героев, но и с помощью д /и «Придумай рифму» сочинили новую поэтическую сказку на основе литературного текста. Особое место в педагогическом процессе уделяла детскому экспериментированию, вытекающему из содержания произведений художественной литературы. В результате созданной проблемной ситуации при чтении у детей возникала потребность в новых способах знаний или ещё неизведанных способах действий. Проблемные ситуации использовала для того, чтобы вызвать интерес к факту, событию, описанному в произведении или направить на активные поиски ответа, подвести к самостоятельным выводам. В своей работе применяла метод  «подвижных иллюстрации». Применение «подвижных иллюстраций» – эффективный метод при чтении произведений художественной литературы, позволяющий детям запомнить содержание сказки, понять суть взаимоотношений героев. Другим эффективным средством, облегчающим усвоение литературного произведения, рисование отдельных фрагментов сюжета, предметов, упоминаемых в произведении), считаю разные виды художественной деятельности (изготовление поделок, конструирование предметов, рисование предметов, отдельных фрагментов сюжета, упоминаемых в произведении). Очень эффективным методом, позволяющим выявить содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами, считаю метод моделирования. В качестве заместителей использовала кружки, квадратики, различающиеся по цвету, форме, величине. Учила детей оперировать моделями, изображающими предметы сюжета сказки, вовлекала ребят в составление фрагментов сказки. Применение метода моделирования помогало детям легко запоминать песенки, стихи, загадки, пословицы, используемые в сказках.  Ведущим для меня стало развитие у детей способности самостоятельно организовывать режиссёрскую игру. Поэтапно развивала у детей умение воспроизводить сюжеты знакомых сказок, привносить в них изменения, возникающие при осуществлении игровой деятельности, выбирать необходимые материалы и игрушки для создания обстановки режиссёрской игры, использовать предметы - заместители, самостоятельно передвигать игрушки по игровому полю, озвучивать события, происходящие в игре. Ребята подбирали необходимые материалы, игрушки, предметы в соответствии с хорошо знакомыми детям сюжетами, например «Три медведя», «Колобок», «Как собака друга искала», «Жихарка», также использовали в игре предметы - заместители. Затем вместе с детьми припоминали сюжеты произведений, развивала у малышей умения: - представлять целостную картину происходящего; - предлагать свои варианты развязки сюжета; - включать в игру персонажей различных произведений. Старалась включить детей в сотрудничество друг с другом в режиссёрской игре. Учила детей придумывать завязку и окончание истории, представлять её зрителям с позиций «актёра», «режиссёра», «сценариста». Учила детей выразительно передавать образ героя средствами вербальной (интонационной) и невербальной (мимика, жесты, движения) выразительности. Когда основы игры — имитации были освоены большинством детей, стала учить детей игре-импровизации под музыку и по текстам коротеньких стихотворений, сказок и рассказов. Положительной динамики удалось достигнуть за счёт: - личной мотивации в данной работе, подбора и использования эффективных форм, средств, методов и приёмов по формированию интереса к художественной литературе у детей. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста

Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

Презентация по теме "Привитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста"

В презентации представлен опыт работы по изготовлению книжек-малышек с детьми и родителями....