Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Королева Ксения Анатольевна

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет ли ребёнок настоящим читателем, какое отношение к процессу чтения и к литературе выработается у ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Королева Ксения Анатольевна

        

        «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

г.о. Краснознаменск

2015 год

Приобщение детей к художественной

литературе.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого.

 Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно- образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

• произведения устного творчества русского народа и народов мира;

  • классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
  • современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковский и др. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высокой поэзии — стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тематике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, а в других— экологические, в третьих — «подвиги» детей, выдумщиков и фантазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах.

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.

В 1 младшей группе, ежедневно привлекаем внимание детей к рассматриванию иллюстраций, чтению коротких произведений. Обязательно показываем детям, как перелистывать книгу, правильно держать, куда класть. Учитывая данный возраст, часто используем фольклор: потешки, поговорки, прибаутки, колыбельные. Используем их не только на занятиях, но и в режимных моментах, в играх. Также необходимым оформить книжный уголок, куда помещаются предметные и сюжетные картинки. Мы учим детей рассматривать, отвечать на простые вопросы: Кто (что) это? Что делает? В уголке стоят красочные, яркие, с крупными иллюстрациями книги (книжки-игрушки, книжки-вырубки, книжки-панорамы).

Во второй младшей группе продолжаем работу с учётом усложнения задач, поставленных в программе. Также как и в предыдущей группе, огромную роль отводим фольклору. Включаем произведения, которые вызывают у детей желание двигаться, играть, общаться, проявлять положительные эмоции. В работе можно использовать такой приём, как рисование под приговорки, потешки. Вместе с ребятами пробуем изобразить то, что описывает поэт в стихах. Проводим игры «Угадай героя по описанию», «Доскажи словечко», «Из какой сказки?», «Кто сказал?». Предлагались детям творческие задания : после чтения сказки «Теремок» изобразить обстановку в домике и т.п. Приобщая детей к литературе, надо использовать выразительное чтение вслух, опираясь обязательно на наглядный материал. Чтобы вызвать интерес к книгам с помощью игрушек разыгрываем сценки из произведений. Также продолжаем работу по анализу художественного текста путём постановки вопросов: Кто? Где? Как?

 Проводим рекомендательные беседы и беседы о прочитанном.

 В книжном уголке помещаем книги на разные темы и иллюстрации к ним.

В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаются знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их портреты. При анализе текста главный вопрос «почему?». Так 4-5 лет возраст почемучек, мы включаем в свою работу и знакомство с научно-познавательной литературой. Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», «Изобрази услышанное». Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям, мастерим книжки-малышки. В работе начинаем обращать внимание на понятия: эпитет, сравнение, рисрма, сказка, ритм. По сколько дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п. Среди методов и приёмов по приобщению детей к художественной литературе можно использовать игру «Книжкина больница», где производится ремонт книг; рисование, лепка.

 Игра по прочитанной книге, инсценировки.

Детское чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему необходимо с раннего возраста приобщать ребёнка к литературе. Привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя - одна из главных задач воспитания. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет ли ребёнок настоящим читателем, какое отношение к процессу чтения и к литературе выработается у ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста

Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...

Презентация по теме "Привитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста"

В презентации представлен опыт работы по изготовлению книжек-малышек с детьми и родителями....