Консультация для родителей: "Обучение пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте"
консультация (старшая группа) на тему

Зиновьева Елена Гавриловна

Это консультация для родителей по пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 777.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи. В ходе таких занятий у детей развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи - одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:

- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас, помочь, нам в этом.

Для успешного осуществления работы по обучению ребенка пересказу, необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над художественным текстом.

Рассказывание текста ребенкуНе чтение, а именно рассказывание художественного произведения, что требует хорошего знания текста. Ребенок должен видеть умение взрослого выполнить ту задачу, которую взрослый ставит перед ребенком, т.е. «образец» пересказа. Целесообразно, чтобы в литературном произведении присутствовали диалоги между героями, что поможет ребенку в процессе пересказа.

Обыгрывание прочитанного текста с использованием настольного, кукольного, пальчикового и другого вида театра. Особое влияние на запоминание, осмысление прочитанного текста, оказывает та игра – драматизация, в которой ребенок участвует сам, в процессе которой он связывает слово с действием, учится брать на себя определенную роль. В процессе речевого общения, дети овладевают особенностями родного языка, словесными формами. Обыгрывание текста помогает ребенку осмыслить ситуацию, наполнить ее действием, слово приобретает конкретное содержание, таким образом, обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь, уточняются правильные формы связи слов в предложениях и т.д.

Пересказ текста ребенком по вопросам взрослого. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые помогают ему раскрыть смысл действий, совершают персонажи, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит ребенка тому, как надо поступать правильно, воспитывает в них положительные нравственные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.

Изображение прочитанного текста в изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.). Важным средством для воспитания эстетического отношения к окружающему миру является изобразительная деятельность, которая дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Отображение литературного текста в изобразительной деятельности позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить его про себя, отобразить в рисунке свои личные представления об услышанном.

Пересказ текста ребенком с опорой на наглядность. Этому предшествует повторное прочтение сказки. Это вызвано тем, что многим детям необходимо еще раз напомнить последовательность событий, вспомнить, как данная история была им проиграна. Ребенок с опорой на игровую деятельность и свой рисунок, пересказывает уже хорошо ему знакомое произведение.

Такой алгоритм действий развивает у ребенка: умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание; следить за развитием сюжета; формировать эмоциональное восприятие сказки и интерес к ней; учит отвечать на вопросы по его содержанию; выполнять игровые действия; стимулирует ребенка повторять отдельные слова и выражения из текста; учит передавать содержание сказки в изобразительной деятельности; пересказывать содержание текста, с опорой на игровые действия и рисунок; развивает память, внимание, мышление.

Процесс овладения связной речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста

Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей,  схем и условных обозначений.  Они рассчитаны на усвоение ча...

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста"....

Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по пересказу художественных произведений с детьми дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Развитие читательских интересов и восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста по произведениям Н.Н. Носова

laquo;Николай Николаевич Носов»Николай Николаевич Носов (1908—1976, русский киносценарист, драматург, прозаик, лауреат Сталинской премии третьей степени. 100-летний юбилей...