Консультация для родителей "Что такое сказкотерапия"
консультация (младшая группа) на тему

Кондрашова Елена Александровна

Раскрытие термина сказкотерапия. Как использовать ее родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Сказкотерапия - лечение сказкой"21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии. Активно используется в работе педагогами и детскими психологами, логопедами и дефектологами.
    Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента.

    Сказкотерапия – это если дословно «лечение сказкой». Наверно Вы удивитесь уважаемые родители, но это прекрасный метод для нас с Вами. Сказка поможет нам в решении многих вопросах воспитания нашего малыша, поможет ему справиться с своими комплексами и страхами.

   Что такое сказкотерапия для дошкольников?

        Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же сказку он может понять по другому.

    Представьте себе, что ваш ребенок не хочет спать в своей кроватке и каждую ночь со скандалом перебирается в родительскую. Это неудобно ни вам, ни малышу, но решать вопрос криком и угрозами не нужно!

    Достаточно пару раз на ночь рассказать сказку про то, как сладкий сон не мог найти мальчика Васю, потому что тот спал на папином диване, и приснился кому-то другому. А Вася взамен получил скучный сон для папы – про нудную работу до самого вечера. Применение сказкотерапии помогает родителям безболезненно решать возникающие бытовые проблемы: детские капризы, страхи, отказы вести себя правильно, слезы, нежелание засыпать в своей кровати и спать в целом и так далее.

     Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна.

       Сказки до 2,5 лет. – Например, в два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст когда детям очень нравятся сказки о животных. Это возраст, когда детки, подобно обезьянкам, с удовольствием подражают движениям и звукам, как Вашим, так и приписываемым сказочным персонажам. Очень хорошо, когда действие, совершаемое в сказке, разыгрывается родителями с помощью кукол.

       Сказки для 2,5-5лет. Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. В этом возрасте мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Читая сказки, будьте внимательны, обращайте внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет Вам вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие.

       Сказки для 5 лет и старше. Детям старше пяти лет можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Эти сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Помимо того, что вы читаете сказки вместе, нужно просить ребенка самого сочинять сказки. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также поможет Вам наблюдать проблемы и желания своего ребенка.

        Как правильно воспользоваться сказкотерапией?

    Многие родители, думаю, что, чтобы научить своего ребёнка, нужно рассказывать ему только положительные истории, но не стоит этого делать.  

    Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете? Никто так же и не призывает рассказывать ребенку, сколько всего плохого может его ждать. Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных. Просто, чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение. Следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…была немного меньше, и преобладали слова:  дружить, смелый, добрый, красивый.

     Как провести сказкотерапию?        

   Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд. В конечном счёте, вы сможете рассказывать ребёнку одну и ту же историю, лишь проецировать его на проблемы, которые возникают и подбирать решение проблемы, которая его беспокоит. Чтобы было ещё легче, стоит натолкнуть малыша самого разобраться,  и  задавая наводящие вопросы, предлагать ему самому сочинять сказку.

   Основные правила сказкотерапии:

  1. Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, к примеру, в детском саду, морально подготавливая его. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.
  2. Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку перед тем как он ложится спать: днём или вечером.
  3. Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «когда-то/где-то далеко-далеко», «давным-давно, в одном королевстве..». Это поможет ему представить место происходящего.
  4. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, одеть ребёнку разноцветную пижаму.

      Виды терапевтических сказок.

  1. Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.
  2. В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.
  3. Издавна художественные сказки ширились и наполнялись, они содержат вековой опыт. Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка, выбрав  себе в герои мышку - норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший  капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным. Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе.
  4. Сказки, которые  проецируют в себе жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе в главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.

Чтобы снять усталость и напряжение  - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоится и найти способ расслабиться.  

Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию:

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубки. Но была у крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый бегемот объяснил причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

Больший эффект достигается, если после прочтения вы эту сказку еще и обсудите, разложив по полочкам поведение и мотивацию героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое сказкотерапия?"

Материал полезен для родителей, чтобы познакомиться с такой необычной технологией развития личности ребёнка, как сказкотерапия....

Консультация для педагогов и родителей: "Что такое сказкотерапия"

Консультация для педагогов и родителей «Что такое сказкотерапия?» ...

Буклет консультация для родителей и педагогов "Что такое сказкотерапия?"

Буклет консультация для родителей и педагогов "Что такое сказкотерапия?"...

Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия?»

Консультация для родителей "Что такое сказкотерапия?"...

Консультация для педагогов и родителей «Что такое сказкотерапия?»

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение, активно используется  в работе педагогами  для решения многочисленных проблем в жизни ребёнка....

Консультация для родителей "Что такое сказкотерапия"

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...