Тороппуккэ субэ
консультация (средняя группа)

Филатова Наталия Аркадьевна

Предварительный просмотр:

Оҕо ситиhиитэ, сатабыла

  • Кэпсиир, сэрэхтээх буолуу быраабылатын быhаарар; Чѳл олох туhунан билэр, кэпсиир;
  • Оҕо, кинини тулалыыр эйгэни интэриэhиргиир, барытын билиэн-көрүөн баҕарар; үөрэ-көтө оонньуур, туруоруммут сыалын ситиhэр; ылыммыт сорудаҕын тиhэҕэр тиэрдэр, үчүгэйдик оҥорорго кыhаллар;
  • Бэйэтин ыраастык, чэнчистик туттар, туттар маллары сөпкө аналларынан туттар (ньуоска, тарах, харандаас уо.да.), бэйэтин сатаан харанар;
  • Куhаҕан санааны, кэрээн, кэччэгэй быhыыны  сэргээбэт, абааhы көрөр;
  • Тэҥнээхтэрин кытта эйэлээхтик оонньуур, бодоруhар;иhирэх тыллары туттар, махтанар;
  • Тулалыыр  эйгэҕэ,айылҕаҕа харыстабыллаахтык сыhыаннаhар; дьон-сэргэ ортотугар тутта-хапта сылдьыы быраабылатын тутуhар;
  • Улахан дьону кытта сатаан кэпсэтэр; араас сыhыаннаах боппуруостары ыйытар, улахан дьону кытта сатаан быhаарасар; тулалыыр эйгэтин оонньуурдарын билэр, ааттыыр;  оҕолордуун тапсан оонньуур, кэпсэтэр, билсэр;
  • Улахан дьоннуун кэпсэтэрин сэргиир уонна тутталларын – хапталларын утуктэр; улахан дьон улэтин - хамнаьын оонньон кордорор, быраабылалаах оонньууларга уорэ - кото кыттыьар, быраабылатын сөпкө өйдөөн тутуhар;
  • Бэйэтин саастыылаахтарын кытары тапсан оонньуур; кинилэр тугу гыналларын корор уонна утуктэр. Кыра болоххо арахсан оонньуурун ордук собулуур.
  • Тулалыыр торообут айыл5атыгар интириэстээх, дьыл кэмин кэтээн коруугэ кыттыьар.
  • Ырыа5а, остуоруйа5а, хоьоонно интириэстээх, хартыына корорун собулуур, ырыаннан хамсанар.
  • Куукула театырын собулээн корор, ойдуур; театыр уонна оруоллаах оонньуларга уорэ - кото кыттыьар
  • Уруьуйга, сыбаан онорорго, сыьыарыыга, тутууга интириэстээх.



Предварительный просмотр:

Уб. Тороппуттэр! Уорэх дьыла сагаланара агыйах кун хаалла. Биьиги балаган ыйын 2 чыыь. аьыллан кырачаан оголорбутун уьуйааннарыгар куутэбит. Балаган ыйын 2 кунугэр, бэнидиэнньиккэ, оголор бары улахан детсадка кэлэллэр, онно тутабыт.  Кыра бириэмэгэ бэйэбит группабытыгар барбаппыт. Детсад сарсыарда 7:30 чаастан 8:30 чааска дылы оголору тутар, онон олох хойутаабакка кэлэгит. Илдьэ кэлэгит: уларыттар атах танаьа, ыраас платок.

Ону сэргэ, биьиги оголорбутун кытта бастакы корсуьуубут, билсиьиибит буолар. Кырачаан киьи ологор уорэх маннайгы уктэлигэр уктэниитэ огого да, тороппуккэ да уоруулээх да, ыарахаттардаах да тугэн буолар. Биьиги уьуйааммытыгар оголорбут маннай уорэнниннэр, кордуннэр-иьиттиннэр, детсадка уорэнии кэмин чэпчэкитик ылынныннар диэн адаптационнай нэдиэлэ ыытабыт. Ол аата, биир нэдиэлэ устата ого кун анара кэлэн барар, эбиэттээбитин кэннэ, утуйуу иннинэ ылагыт. Сылдьыбыта, уоруйэх диэн буолбатах, син биир ого атын эйгэгэ кэлэн билсэр-корсор, иитээччилэригэр, оголоругар, сана дьонно-сэргэгэ бастаан уорэнэрэ наада.

Ити курдук диэн туран, кырачаан киьи ологор уорэх маннайгы уктэлигэр уктэниитэ огого да, тороппуккэ да уоруулээх да, ыарахаттардаах да тугэн буолар. Онон  бугуннэттэн, детсадка уорэнии кэмэ улахан ыарыыта суохтук, чэпчэкитик ааьарын туьугар онно сыьыаннаах туьалаах субэлэри ыыталыам. Субэлэр, эьиэхэ аагарга уустуга суох буоллун диэн, нууччалыы тылынан буолуохтара. Ийэлэр, агалар, тороппуттэр субэлэри ылан туьанын, детсадка барарга огогутун уонна бэйэгитин бэлэмнээн.

Онтон оголор детсадка сана сылдьан истэхтэрин аайы тороппуттэр адаптация туьунан анкета толоруоххут.


Предлагаем Вашему внимание диагностику определения степени готовности малыша к поступлению в ДО.
Вам необходимо ответить на нижеприведенные вопросы и подсчитать баллы, которые соответствуют Вашему выбору.
⠀⠀⠀Каковы взаимоотношения вашего ребёнка с другими детьми?
▪️Легко идет на контакт — 3 балла
▪️Избирательно — 2 балла
▪️Трудно — 1 балл
⠀⠀⠀Как ребёнок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
▪️Да — 3 балла
▪️Не всегда — 2 балла
▪️Нет — 1 балл
⠀⠀⠀Уверен ли ребёнок в себе?
▪️Да — 3 балла
▪️Не всегда — 2 балла
▪️Нет — 1 балл
⠀⠀⠀Как ребёнок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?
▪️Легко — 3 балла
▪️Тяжело — 1 балл
⠀⠀⠀Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?
▪️Есть — 1 балл
▪️Нет — 3 балла.
⠀⠀⠀Как относится ребенок к высаживанию на горшок?
▪️Положительно — 3 балла
▪️Отрицательно — 1 балл
⠀⠀⠀Просится ли ребенок на горшок?
▪️Да — 3 балла
▪️Нет, но бывает сухой — 2 балла
Нет, и ходит мокрый — 1 балл

Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

  • Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.)-1 балл
  • Нет – 3 балла

 Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

  • Да — 3 балла
    ▪️Иногда — 2 балла
    ▪️Нет — 1 балл
    Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
  • Да — 3 балла
    ▪️Иногда — 2 балла
    ▪️Нет — 1 балл
       ❓Умеет ли ребенок играть самостоятельно?
  • Умеет-3 балла
  • Не всегда – 2 балла
  • Никогда не играет сам -1 балл

Как ребенок общается со взрослыми?

  • Легко идет на контакт со всеми-3 балла
  • Избирательно – 2 балла
  • Трудно – 1 балл

Какова длительность сна?

  • 2 часа и больше-3 балла
  • Меньше 2 часов – 1 балл

какой аппетит у ребенка?

  • Хороший-4 балла
  • Избирательный – 3 балла
  • Неустойчивый – 2 балла
  • Плохой – 1 балл

Какое из перечисленных настроений преобладает?

  • Бодрое, уравновешенное – 3 балла
  • Неустойчивое – 2 балла
  • Подавленное – 1 балл

Как ребенок засыпает?

  • Быстро, спокойно (до 10 мин) – 3 балла
  • Лежит спокойно, но долго не засыпает – 2 балла
  • Неспокойно – 1 балл

Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

  • Да-1 балл
  • Нет-3 балла

  • Ребенок готов к поступлению в ДОО – 55-40 баллов
  • Ребенок условно готов к поступлению в детский сад, необходима подготовительная работа (обратите внимание на режим, соц-бытовые навыки, коммуникационные способности)-39-24 балла
  • Ребенок не готов к поступлению в ДОО – 23-16 баллов.

Совет

А мама готова к детскому саду?

Именно мамино внутреннее состояние определяет успешность адаптации (при условии профессионализма педагогов и воспитателей).
Формируйте у себя правильный настрой, установку на успешную адаптацию, уверенность в правильности своих действий. Это поддержит малыша в непростой период привыкания к детскому саду.
Если вы сомневаетесь, стоит ли ребёнка отдавать в детский сад, то вы это бессознательно транслируете своему ребёнку, и он своим поведением будет укреплять ваши сомнения.


Что должен уметь ребенок при поступлении в садик?

Статью подготовила детский психолог, нейропсихолог Екатерина Серегина

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, важно научить ребенка следующим навыкам:

1. Уметь мыть руки с мылом. Учите этому ребенка дома заранее, покупайте специальный табурет, чтобы ребенку было удобнее.
2. Уметь снимать и вешать на крючок полотенце. Для этих целей повесьте крючок на уровне ребенка.
3. Уметь разуваться, переобуваться с прогулки или на прогулку.
4. Уметь застегивать обувь. Поэтому выбирайте обувь с липучками.
5. Уметь ходить в туалет, снимать колготки и трусы. Учим заранее!
6. Уметь самостоятельно кушать, держать ложку и сидеть за столом. Во время еды ребенок не должен вставать.
7. Уметь одеваться на прогулку. Застегнуть куртку и завязать шапку поможет воспитатель.


Это должен уметь делать ваш ребенок перед садом.

Совет

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.


Советы психолога: 6 разговоров о садике

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».

2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.

3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.

4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.

5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.

6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Совет:

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину


В период адаптации очень ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ!

Малыш, приходя впервые в детский сад, оказывается в новом для себя мире. Выполнение одних и тех же действия день за днем в положенное время раскрепостит ребенка, он будет знать, что за обедом следует сон, после сна – занятия и прогулка, а там и мама с папой придут. Безусловно, окунувшись в мир детского сада, ребенку будет трудно быстро принять ритм жизни дошкольного учреждения. ⠀⠀⠀Поэтому настоятельно рекомендуем перед посещением ДО внести в домашнее расписание коррективы согласно режиму.

 ⠀⠀⠀ Официальный сайт ДОУ: http://detsad45.ya1.ru

⠀⠀⠀ Для теплого и холодного времени года предусмотрены 2 вида режимов. Они различаются тем, что в теплое время года детей встречают воспитатели на улице, а также большинство физической активности проводится именно на свежем воздухе

⠀⠀⠀ Режим дня в средней группе

Виды деятельности

Весенний период

Зимний период

Летний период

Прием детей, осмотр. Самостоятельная деятельность (игровая, деятельная, продуктивная). Взаимодействие педагога с детьми: игры, наблюдения, общение.

7:30-8:30

7:30-8:30

7:30-8:30

На участке

Утренняя гимнастика

8:30-8:40

8:30-8:40

8:30-8:40

на участке

Подготовка к завтраку, завтрак

8:40-9:00

8:40-9:00

8:40-9:00

Игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности

9:00-9:10

9:00-9:10

9:00-9:20

Непосредственная образовательная деятельность, физкультминутки, игры-досуги с перерывами между занятиями 10 мин

9:10-10:00

9:10-10:00

9:20-10:20

на участке

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10:00-12:05

10:00-12:05

10:20 -11:55

обливание, душ

Возвращения с прогулки

12:05-12:20

12:05-12:20

11:55-12:25

обливание, душ

Подготовка к обеду, обед

12:20-12:50

12:15-12:50

12:25-12:50

Подготовка ко сну, дневной сон

12:50-15:00

12:50-15:00

12:50-15:00

Постепенный подъем. Бодрящая гимнастика. Воздушные, водные процедуры. КГН, игры, полдник.

15:00-15:40

15:00-15:45

15:00-15:45

Дополнительное образование, досуги, игры, труд. Свободная деятельность по интересам детей

15:40-16:35

15:45-16:35

15:45-16:45

Подготовка к ужину, ужин

16:35-17:10

16:35-17:15

16:45-17:15

Игры, самостоятельная деятельность детей. Прогулки.  Уход домой

17:10-19:30

17:15-19:30

17:15-19:30

Общий подсчет времени

Самостоятельная деятельность детей, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности при проведении режимных моментов (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)

4 ч. 35 м.

4ч 35м.

4 ч. 20 м.

Прогулка 

3 ч. 15 м.

3 ч 15 м.

3 ч. 30 м.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в рамках непосредственно образовательной деятельности (игры, подготовка к образовательной деятельности), в том числе дополнительное образование

40 м.

40 м.

40 м.

Дневной сон

2 ч. 10 м.

2 ч. 10 м.

2 ч. 10 м.

 Совет:

Если Вы ещё не отрегулировали свой день под режим детского сада, то пора это сделать!
Режим дома рекомендуется максимально приблизить к режиму детского сада! Соблюдать необходимо и в праздники, и в выходные!


Рекомендации для родителей, как облегчить расставание с малышом Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей. И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации. В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Совет:

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.