КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭКРАННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»
консультация на тему

Молчанова Любовь Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭКРАННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

Как показывают специальные исследования, в последнее время дети позже начинают говорить, а, научившись, го¬ворят мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и ком¬пьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом. Ка¬кая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма?

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЭКРАННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

Дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Упущенное в этот период изменить или наверстать в дальнейшем очень проблематично, а порой и невозможно.

Как показывают специальные исследования, в последнее время дети позже начинают говорить, а, научившись, говорят мало и плохо, их речь бедна и примитивна.

Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия, в игровые манипуляции, в его реальные впечатления, а главное — в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Однако речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и себя в целом. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Если же внутренней речи нет, то человек становится крайне зависимым от внешних воздействий. Явные признаки отсутствия этой внутренней формы наблюдаются у многих современных детей, они просто не в состоянии удерживать в своем сознании какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать. Им просто неинтересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.

Резкое снижение творческой активности и отсутствие фантазии — еще один факт, который наблюдается в развитии современных детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Рисунки и игровые сюжеты, как правило, носят однотипный характер. А ведь ребенок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую предлагаемую деятельность, самостоятельно может организовать и любую игру, успешнее решает нестандартные логические задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется интересом и уважением у сверстников.

Также можно заметить, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они готовы нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Но самое явное свидетельство нарастания внутренней детской пустоты — рост детской жестокости и агрессивности. Иногда можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Конечно, мальчишки всегда дрались, но в последнее время все чаще проявляют агрессию и девочки. Подражая «героям» и «героиням», дети вступают в схватку со сверстниками. Сопереживание, жалость, помощь слабому — эти качества встречаются все реже.

Напрашивается вопрос: ну неужели всему виной телевизор и компьютерные игры?

Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать сведения, услышанные с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной получаемой им информации. Если родители не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и компьютерных игр, то это безобидное и безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития и становления личности.

Сказанное выше отнюдь не означает призыв исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые служат настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, демонстрацией моделей поведения в разы ситуациях. Важно знать, что подключать детей к  информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душам. И тогда возникнут совсем другие детские диалоги, игрушки, рисунки и игры.

Источник: Дошкольный психолог 2008 № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Экранное образование»

Как удобно современным мамам: для всего дел есть техника: для стирки грязного белья - машинка-автомат, для приготовления пищи- мультиварки, микроволновки и прочее, а для "устранения" непослушного, шум...

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

Нехимические зависимости. Интернет зависимость у детей

        Симптомы Интернет -зависимости  проявляются в том, что ребенок  ведет себя тихо в ожидании  подключения...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Психопросвещение родителей « Последствия компьютерной зависимости. Психологическая помощь детям с данной проблемой».

Данный материал посвящён проблеме компьютерной зависимости у детей. В нём рассматириваются правила работы за компьютером, последствия неограниченного пребывания за компьютером. А также предлагаются ре...