Конспект родительского собрания: Особенности эмоционального развития детей и коррекция его неблагоприятных вариантов.
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Миргородская Ольга Юрьевна

Тема эта очень актуальна в последнее время, поскольку отмечается увеличение числа детей с нарушениями в эмоционально-личностном развитии: у многих повышен уровень тревожности, занижена самооценка, у кого-то поведенческие проблемы. Помочь детям преодолеть эти трудности в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще мал, т.к. с возрастом проблемы усугубляются, многие становятся чертами личности. Поэтому наряду с развитием интеллекта, нельзя забывать о развитии эмоциональной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание: Особенности эмоционального развития детей и коррекция его неблагоприятных вариантов.

Подготовил педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №15»

Тюлюшина Ольга Юрьевна

Цель: расширение знаний детей о негативных проявлениях эмоционального мира детей, причинах и  путях коррекции.

Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема встречи «Особенности эмоционального развития ребенка и коррекция его неблагоприятных вариантов». Тема эта очень актуальна в последнее время, поскольку отмечается увеличение числа детей с нарушениями в эмоционально-личностном развитии: у многих повышен уровень тревожности, занижена самооценка, у кого-то поведенческие проблемы. Помочь детям преодолеть эти трудности в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще мал, т.к. с возрастом проблемы усугубляются, многие становятся чертами личности. Поэтому наряду с развитием интеллекта, нельзя забывать о развитии эмоциональной сферы.

Сегодня хотелось бы рассмотреть три вопроса:

 Тревожные дети

 Агрессивные дети

«Дети – катастрофы»

1. Не тревожьтесь понапрасну. Тревожные дети.

- Как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это склонность человека к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, беспокойство в разных ситуациях, даже в тех, которые к этому не располагают.

- Каковы проявления тревожности?

Ребенок не улыбается, подавлен, безынициативен, не играет со сверстниками. У него плохое настроение, постоянное беспокойство, раздражительность. Появились трудности концентрации внимания, мышечное напряжение, нарушения сна, плохой аппетит. Могут быть тики, заикание, заторможенное состояние, страхи, неврозы.

- В чем причины тревожности?

Способы  общения родителей, воспитателей (гиперопека). Чрезмерный контроль, много ограничений, авторитарный стиль. Ребенок не уверен в себе, боится отрицательной оценки, негативного отзыва, боязнь ошибок.

Эгоцентрический тип воспитания. Ребенок – кумир семьи. Тревожно-мнительное воспитание. Родители заражают детей своими страхами.

Авторитарный стиль. Чрезмерные и неадекватные требования, непоследовательные требования, негибкий подход, негативные требования, унижающие ребенка. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, что требуют от него папа и мама. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию.

Частые упреки ребенка.

Отрицательное отношение к ребенку, эмоциональное неприятие его взрослыми.

Индивидуальные особенности ребенка.

Вывод: на ребенка оказывает  влияние каждая секунда протекающего времени. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все в порядке, что в него верят.

Как же помочь тревожному ребенку? 

Необходимо проводить работу в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение умению управлять собой.

3. Снятие мышечного напряжения.

1. Как повысить самооценку ребенка? 

Пример упр-я: У нас есть волшебный стул. Кто на него садится, тот становится королем. Все остальные говорят ему комплименты, восхищаются им. 

Какой вывод можно сделать из этого упражнения, как можно повысить самооценку? Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его за  все успехи, даже незначительные в присутствии других людей, а ругайте наедине.

В состоянии тревоги люди очень волнуются, не могут справиться со своим волнением. Также чувствуют себя и дети, но они не всегда могут рассказать о своих переживаниях.

2. Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно научиться о них рассказывать, проговаривать их с ребенком, говорить ребенку о своих чувствах.

3. Мышечное напряжение – один из показателей, указывающий на состояние тревожности. Для его снятия используют игры на релаксацию, массаж, дыхательные упражнения. 

 

2. Уроки добра. Агрессивные дети.

- как вы думаете,  что такое агрессия?

Агрессия – это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб  другому человеку.

Агрессивное поведение – это реакция на физический или психический дискомфорт, стрессы, фрустрации (препятствия). Агрессивное поведение может выступать в качестве достижения цели, повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Причины агрессии:

Агрессии, как всякой другой реакции можно научиться через подражание. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии подражали действиям взрослых, включая самые необычные: избиение куклы, выкалывание у неё глаз, выдергивание волос. Дошкольник, впадая в ярость и озлобленность, с жестокостью бьет братика или сестренку ногами, сыплет песком в глаза своему товарищу, избивая его по голове совком или другим предметом. В ответ на замечания взрослого проявляет такую же агрессию по отношению к нему.

Такому подражанию способствуют СМИ. После просмотра фильмов агрессивной тематики дети плохо засыпают, спят тревожно, днем раздражительны и агрессивны.

Существует огромное количество исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в семье и агрессией. Если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если ребенок не находит опеки и положительной поддержки, то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.

Между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда распространяется  и на те случаи, кода наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение, т.е. используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности.

На становление агрессивного поведения влияют семейные взаимоотношения. В семьях, где между родителями существуют разногласия и происходят ссоры, дети более раздражительны и вспыльчивы. Если родители часто проявляют нерешительность (купить или нет игрушку0, то ребенок, скорее всего начнет манипулировать взрослыми с целью достижения желаемого.

Вывод: таким образом, агрессии ребенок учится от нас взрослых через простое подражание. У человека нет врожденных механизмов торможения агрессии - торможение обеспечивается лишь культурными нормами.

Как помочь агрессивному ребенку избавиться от негативных чувств, научить приемлемым формам выражения отрицательных эмоций?

1. Одним из способов избавления от негативных эмоций является физкультура, физические упражнения. Чтобы избавиться от злости, можно просто потопать ногами. Давайте потопаем.

2. А еще можно надуть воображаемый шарик злостью. Давайте надуем. Отпустите его в небо, посмотрите, как ваша злость далеко улетела, и вы стали веселыми и добрыми.

3. Можно рассмешить самого себя, глядя в зеркало и строя рожицы. Поиграть в игру – дразнилку. По кругу передавая разные рожицы. Тот, кому их передают, повторяет выражение лица, а затем другому участнику показывает новую маску.

4. Вы слышите музыку. Хорошая, спокойная  музыка может успокоить человека.

5. Можно смыть дурные чувства, приняв душ или просто умыв лицо и руки.

6. Можно рассказать о своих чувствах: я злюсь и т.д.

7. Можно поиграть в веселую игру, например, «Жмурки». 

3. Дети – катастрофы

Начнем мы с небольшой истории.

«В одном детском саду жил мальчик (или девочка), который всегда все ставил с ног на голову. Он все время двигался, толкал других ребят и постоянно получал и получал замечания от всех взрослых. И никак у этого мальчишки не получалось усидеть на месте как он ни старался. Все расстраивались: и любимая мама, и любимая воспитательница, и сам мальчик больше всех. Он очень-очень переживал, но Ника не мог остановиться. А главное, почему-то он лучше запоминал и понимал все, когда двигался, а когда пробовал сидеть спокойно, как другие дети, он почти ничего не понимал и не запоминал, потому что все силы уходили на сиденье...»

Я думаю, такая история знакома многим папам и мамам.

У детей с такими проявлениями отмечается синдром дефицита внимания и гиперактивности. 

Ученые выделяют три мишени этого синдрома:

Гиперактивность

Импульсивность

Дефицит внимания

Гиперактивность - проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок вовсе не замечает. Для детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая продолжительность сна, обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики.

Дефицит внимания  проявляется в трудностях его удержания, в частой отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое, непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей, избегание заданий, требующих длительных умственных усилий.

Импульсивность – ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, часто меняет настроение (эмоционально лабилен).

Известно: у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам.

- В чем причины СДВГ? 

Основными причинами являются:

84% случаев возникновения гиперактивности связано с особенностями протекания беременности и родов

неблагоприятные экологические условия

общение будущей матери с электроприборами

работой за компьютером

57% - генетические факторы

Как же помочь детям с СДВГ? На этот вопрос мы попробуем ответить с помощью игр.

Главное в борьбе с гиперактивностью – снятие излишней двигательной активности, умение её контролировать.

Для решения этих задач можно поиграть в игру «Слушай хлопки».

Все участники идут по кругу. Когда ведущий хлопнет один раз все встают в «позу аиста», если хлопнет два раза – принять «позу лягушки», на три хлопка – возобновить ходьбу.

Цель борьбы с импульсивностью – научить детей концентрации внимания, контролю импульсивных действий.

Для борьбы с импульсивностью можно поиграть в эстафету «Ритмический рисунок».

Участники разбиваются на две команды.Даны рисунки с повторяющимися геометрическими фигурами. Необходимо по очереди подходить к мольберту и аккуратно закрашивать по 2 кружка. Эстафету передавать карандашом.

При дефиците внимания - нужно развивать внимание, наблюдательность, учить контролировать внимание.

Для борьбы с этим недугом поможет игра «Чужие колени».

Участники сидят в кругу. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей. Даётся инструкция: «Будем хлопать по коленям соседей по цепочке. Будьте внимательны, не сбейтесь!»

Такие и подобные игры и упражнения, выполняемые регулярно, помогут погасить некоторые симптомы СДВГ.

СДВГ – это патология, требующая современной диагностики и комплексной коррекции: психологической, педагогической и медицинской.

Завершение:

Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.

Спасибо за внимание! На столиках лежат памятки по темам аттракционов. Возьмите их в помощь себе в воспитании детей. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Особенности речевого развития детей с ОНР в старшей логопедической группе".

Презентация знакомит  родителей  с  понятием  ОНР  у  детей  .  Представлены  рекомендации  по  развитию  лексико - грамматическог...

Родительское собрание "Особенности речевого развития детей седьмого года жизни"

Конспект родительского собрания для подготовительной группы.На тему "Особенности речевого развития детей седьмого года жизни"...

Презентация к родительскому собранию: Особенности эмоционального развития детей и коррекция его неблагоприятных вариантов.

Тема эта очень актуальна в последнее время, поскольку отмечается увеличение числа детей с нарушениями в эмоционально-личностном развитии: у многих повышен уровень тревожности, занижена самооценка, у к...

Конспект родительского собрания«Особенности речевого развития детей 5-6 лет».

Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста- своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общени...

Родительское собрание «Особенности эмоционального развития детей 4-х – 5-и лет»

Собрание знакомит с рсрбенностями эмоционального развитие детей с 4 до 5 лет...

Конспект родительского собрания "Особенности психофизического развития у детей 5 года жизни", "О здоровье всерьез"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение«Гимназия им. Н.В.Пушкова» (дошкольное отделение №2)   Родительское собрание:«Особенности психофизического разви...

Конспект родительского собрания "Социально-эмоциональное развитие дошкольников"

Уважаемые Уважаемые родители! Сегодня мы с вами подробно разберем что такое эмоциональный интеллект, зачем и как его развивать. Чем лучше у человека он развит, тем более осознанно он строит свою ...