Готовим к школе!
консультация (подготовительная группа) на тему

Бревнова Стелла Сергеевна

История влияния семьи на воспитания ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, эта проблема волновала умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_semi_v_podgotovke_rebenka_k_shkole.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к школе!

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.

Введение.

История влияния семьи на воспитания ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, эта проблема волновала умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга, писала Е.П. Арнаутова. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Основная часть.

Особенно много вопросов возникает, когда появляется необходимость подготовить ребенка к школе. Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Ребенок пойдет в школу! Как он будет учиться? Понравится ли ему в школе? А какие у него будут друзья? Справится ли он с учебной нагрузкой? И вот 1 сентября нарядные, торжественно-радостные дети идут вместе с родителями в школу. Но проходит некоторое время, и начинаются огорчения: ребенок неусидчив, плохо пишет, не умеет толково ответить на вопросы учителя. Это иногда объясняют отсутствием способностей, его ленью, а причина, чаще всего, заключается в том, что ребенок не был своевременно подготовлен к школе. Что же входит в понятие готовности к школьному обучению? Под такой готовностью нельзя понимать только умение ребенка писать, читать и считать.

Существует ряд факторов, определяющих готовность ребёнка к школьному обучению. Готовность ребёнка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.

Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребёнка к обучению в школе:

1. Психологическая готовность. Проявляется в том, что школа привлекает ребёнка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и пр.) но и возможностью получить новые знания, при этом ребёнок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности, у него развиты речь, память, мышление и пр.

2. Интеллектуальная готовность. Означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.

3. Личностная готовность. Проявляется в умении и потребности ребенка общаться с взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество, действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребёнок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как определённому результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

4.Физиологическая готовность. Это уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Что же надо делать родителям, чтобы воспитать необходимые навыки у дошкольников?

- Готовность к трудностям. Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают детям о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристических походах и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. И вот, когда у ребенка появится стойкое желание учиться, хорошо учиться, нужно подготовить его к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы, поможет ребенку правильно отнестись и к собственным неудачам, возможным в начале занятий в школе. Для этого надо подбадривать детей, если они взялись за какое-либо сложное для них дело. Неправильно поступают те родители, которые при всякой неудаче ребенка говорят ему: «Вечно у тебя ничего не получается! Давай я сам сделаю». Ребенок начинает верить в то, что он сам ничего не может сделать, а, поэтому, незачем и стараться. Порой и в первых классах на вопрос о причине неуспеваемости ребенок отвечает: «А я неспособный». Это результат неправильного отношения окружающих к ребенку. Если в семье есть дети, которые уже учатся в школе, чаще в присутствии дошкольника спрашивайте их о школьных делах, успехах, чтобы ребенок видел ваше отношение к учебе как к общественно полезной деятельности. Расспрашивайте школьников, какие усилия им пришлось приложить, чтобы получить хорошую отметку, одобрение учителя. И никогда в присутствии детей не обсуждайте действий учителя, даже если вы считаете их неправильными; этим вы можете нанести большой вред не только старшему ребенку, но и малышу.

- Усидчивость. Некоторым детям трудно учиться в школе потому, что у них не воспитана усидчивость, то есть умение длительное время заниматься одним делом. Дома ребенок имеет возможность играть или что-нибудь делать, сколько он хочет: начнет рисовать – бросит, возьмется строить – вдруг вспомнит, что потерял мяч, пойдет искать его, но вместо этого займется другим делом. Такое поведение характерно для детей трех лет. Но от шестилетних нужно требовать уже более сосредоточенного внимания. В школе ребенку придется длительное время заниматься одним и тем же делом: на уроке письма – писать, на уроке математики – считать. Потребуется некоторое время, прежде чем ребенок поймет необходимость сосредоточенного труда и сможет напряженно заниматься одним делом. Поэтому еще перед школой нужно постоянно тренировать детей в этом отношении. Усидчивость можно воспитывать в любых играх и занятиях. Хорошо развивают у детей усидчивость настольно-печатные игры, в которых можно изготовить что-то самостоятельно. Различные игры типа «Конструктора» также развивают усидчивость, учат преодолевать трудности. Например, ребенок хочет построить машину как на рисунке. Для этого нужно подобрать подходящие детали, правильно соединить их друг с другом, добиться, чтобы игрушка была прочной, двигалась. Здесь возможны неудачи, но ребенку хочется иметь машину, и он преодолевает трудности. Не спешите помочь. Настойчивость в достижении цели пригодится и в школе. Но если вы видите, что ребенок при всем желании не может добиться результата, устал, собирается бросить работу, помогите ему скрепить отдельные части, подскажите, какие детали лучше использовать, чтобы начатое дело довести до конца. Ребенок, привыкший до школы доводить работу до конца, и в школе будет проявлять настойчивость.

- Трудолюбие. Очень важно еще до школы воспитать у ребенка такое необходимое жизненное качество, как трудолюбие. Как же научить ребенка любить труд? Прежде всего, пожалуй, следует дать детям ясное представление о том, что значит слово «нужно». Дети часто слышат от взрослых это слово, но не всегда понимают его смысл. Постарайтесь объяснить детям, почему все люди трудятся, почему они создают умные машины, дома, красивые парки, океанские корабли, самолеты. Пусть он представит, что произойдет, если все люди будут безответственно относиться к своим обязанностям. На ребенка большое впечатление может произвести рассказ о той неразберихе и сумятице, которая возникнет, если однажды все водители машин не выйдут на работу или все портнихи откажутся шить одежду, пекари – печь хлеб и т.п. И ребенку следует сказать, что все те маленькие поручения, какие он выполняет, - ступенька к большим делам, что пройдет немного лет, и он научится делать умные машины, водить самолеты, корабли.

- Распоряжение с одного раза. Многократное употребление одних и тех же слов утомляет, дети просто не слушают многословных родителей, а это ведет к тому, что и в школе ребенку будет трудно сосредоточить свое внимание на речи взрослых. Указания должны быть краткими, ясными. Слуховое внимание развивается у ребенка, если он во время разговора привык смотреть на собеседника, а не заниматься своим делом. По этой же причине не стоит что-либо говорить, внушать детям, когда они заняты: рисуют, строят. Для того, чтобы научить детей слушать, необходимо правильно развивать слух. Разговаривайте с детьми спокойно, членораздельно и не слишком громко, поскольку такая речь притупляет слух. Постоянный шум, громкий разговор, включенное на полную мощность радио или телевизор не только притупляет слух, но и вредно действует на нервную систему. Вместе с тем не следует говорить и слишком тихо, такая речь быстро утомляет детей. В повседневной жизни есть большие возможности для развития слуха. Если вы идете по лесу, - послушайте шелест листвы, пение птиц; на прогулке обратите внимание ребенка на то, как звенит трамвай, гудит паровоз. Можно проводить специальные игры для развития слуха. Например, игра «Эхо». Предложите ребенку встать к вам спиной, сами отойдите в противоположный конец комнаты. Произнесите тихо и отчетливо знакомые ребенку слова и попросите его повторить. Хорошо развивает слух игра «Угадай, на чем играют?» Ребенок закрывает глаза, а ему предлагают послушать различные звуки и определить, на чем играют: на барабане, металлофоне или просто постукивают ложечкой о стакан. Постепенно надо учить детей длительно и сосредоточенно слушать. Вначале читайте и рассказывайте детям короткие рассказы и сказки, затем можно перейти к более объемным художественным произведениям. Важно выяснить, как ребенок понимает прочитанное. Прочитав сказку, задайте малышу несколько вопросов, предложите пересказать ее. Если ребенок затрудняется это сделать, значит, он еще не научился слушать. Прочитайте сказку еще раз, рассмотрите картинки, вспомните действия основных героев – это поможет ребенку лучше усвоить содержание.

- Развиваем зрительную память. В школе большая нагрузка ложится на органы зрения. Во время чтения необходимо не пропустить ни одной буквы, во время письма – рассмотреть все элементы букв и цифр и воспроизвести их, вовремя урока труда – тщательно вырезать орнамент или какую-нибудь фигурку. Поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить ребенка не просто смотреть, но и видеть, а это не одно и то же. Предложите вашему ребенку 5 – 7 лет закрыть глаза и рассказать, какие вещи стоят в комнате. Не все дети смогут это сделать, хотя бывают в комнате ежедневно. Старайтесь развивать наблюдательность, то есть способность замечать все существенное в окружающей обстановке. Неплохо развивает внимание и наблюдательность рассматривание картинок. Это можно провести в форме игры: как только ребенок рассмотрит картинку, уберите ее и предложите перечислить все изображенное на ней или составить по ней рассказ. Развивается наблюдательность также во время прогулок. Вот прилетели две птички – и вы просите ребёнка: «Посмотри, похожи птички или нет? Сравни, какого цвета у них грудки и головки?». Осенью во время листопада можно предложить ребенку тщательно рассмотреть разные листья. И когда ребенок сумеет отличать листья, можно попросить его угадать, какому дереву принадлежит тот или иной листок. Во время прогулки по улице можно обратить внимание ребенка на форму машин, их окраску, сообщить их названия. Некоторые родители считают, что, поскольку просмотр фильмов и телепередач развивает ребят, не следует их ограничивать, пусть дети смотрят передачи по телевизору и ходят в кино, сколько им хочется. Однако обилие впечатлений от просмотра нескольких фильмов не только чрезмерно возбуждает ребенка, но и утомляет его зрение, и если это происходит часто, зрение может ухудшиться. Вредит зрению детей также частый просмотр телепередач и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Можно разрешить детям смотреть передачи не более трех раз в неделю и не более полутора часов в день. Ребенок должен сидеть в трех метрах от телевизора. Свет лучше при этом не выключать. Иногда после просмотра передач дети жалуются на резь в глазах. В таком случае следует, прежде всего, запретить ребенку смотреть телевизор и обратиться к врачу. Зрение может ухудшиться и при слишком пристальном рассматривании небольших предметов или мелкого шрифта книг, поэтому для первоклассников все учебники печатаются крупным шрифтом. Если ваш ребенок уже умеет читать, подбирайте ему такие книги, чтение которых не требует значительного напряжения зрения. Особенно вредно для глаз рассматривание книг и картинок при недостаточном освещении. Если вы заметили, что во время рассматривание книги ребенок низко наклоняется, щурит глаза – обратитесь к врачу. Вовремя выписанные очки предупредят дальнейшее развитие близорукости. А если очки выписаны, следите, чтобы ребенок носил их постоянно.

- Развиваем мелкую моторику. До школы следует позаботиться и о развитии других органов чувств детей. Хорошо развитое осязание облегчит ребенку освоение письма, выполнение заданий на уроках труда. Развивать осязание можно в повседневных делах. Вот вы чистите овощи к обеду. Предложите малышу взять в руки свеклу, морковь, сравнить их на ощупь. Обратите внимание ребенка на то, что поверхность одних предметов гладкая, а других – шероховатая. Можно сложить в мешочек различные предметы или игрушки и попросить ребенка на ощупь угадать, что там лежит. Дети 6 – 7 лет могут легко определить незначительные различия в форме предметов: мяч и яблоко, огурец и картошка. Вообще, в восприятии окружающего мира участвуют все чувства: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Чувственные восприятия, постепенно накапливаясь, образуют чувственный опыт. И вот этот опыт имеет большое значение в умственном развитии ребенка, так как с него начинается познание окружающего мира. Умение различать размер, форму, цвет, звуки пригодится для самой разнообразной деятельности. Лепка, рисование, конструирование, пение – во всех этих занятиях дети используют свой чувственный опыт. Рисование оказывает всестороннее влияние на личность ребенка. Отражая реальные предметы реального мира, ребенок развивается умственно; создавая рисунок, ребенок стремится сделать его понятнее для окружающих, передает свои чувства, свое отношение к действительности, - это оказывает влияние на нравственное развитие; использование разнообразных цветов, передача красоты пейзажа, разнообразных форм способствует развитию эстетического вкуса. Чувства прекрасного.

- Рисование формирует художественные способности, творческое отношение к труду, самостоятельность, умение доводить начатое до конца. Но все эти качества не возникнут сами собой, достаточно только дать ребенку карандаш и бумагу. Лишь под руководством взрослых рисование становится средством формирования личности ребенка. Дети обычно любят рисовать, но многих из них интересует сам процесс, а не результат, поэтому занятия рисованием нуждаются во внимательном руководстве взрослых. Необходимо следить за осанкой ребенка, когда он сидит засолом: не горбится ли, не опирается ли о стол грудью, как держит ноги. Чтобы научить ребенка рисовать, взрослый не обязательно должен быть художником. Главное – научить ребенка наблюдать, воспитать форму и цвет предметов. Предлагая нарисовать предмет, необходимо, прежде всего, познакомить с ним ребенка: дать возможность посмотреть, потрогать, повертеть в руках. Затем спросите, на что похож предмет. Если ребенок знает название геометрических форм, он сам ответит: «На круг, на квадрат». Если же не знает этих названий, все равно попытается сравнить данную вещь со знакомой и ответит: « Похож на мячик, на кирпичик». Для развития изобразительных умение недостаточно одних наблюдений, необходимо обучать приемам рисования. Поэтому покажите ребенку, как нарисовать круг (быстрым движением, не отрывая карандаш от бумаги), прямоугольник, треугольник. Обучая приемам рисования, полезно связать форму изображаемого с образом. Круги – это яблоки, апельсины, шары. Треугольники – это флажки; прямые линии – рельсы, дорога. Если ребенок рисует плохо, надо научить его изображать отдельные предметы в различных положениях - машины, едущие в разных направлениях, животных разной величины. Детей 6 – 7 лет можно научить изображать животных сначала тех, форму которых передать легче (рыбы, птицы), затем более сложных. Здесь тоже важно рассмотреть с ребенком и установить, с помощью изображения каких форм может быть передано строение животного. Очень полезно рисование красками. Дети любят раскрашивать свои произведения, яркие цвета всегда радуют их. Неплохо показать ребенку некоторые приемы пользования кистью: широкие линии проводят всем ворсом кисти, тонкие – концом. Особенно полезно для развития мышц руки рисование тонких линий (снежинки, ветки дерева). Для закрашивания широких поверхностей применяется тот же прием, что и при штриховке, - одну линию за другой наносят слева направо или сверху вниз.

- Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.

Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.

Прогулке в режиме надо выделять не менее четырех часов в день, причем ребенок должен гулять в любую погоду. Если во время прогулки ребенок будет двигаться, играть в различные игры, ему не будет холодно, он привыкнет к смене температур, постепенно закалится. Хорошо развивают движения детей народные подвижные игры, известные почти всем родителям. Четкое выполнение режима дня не только организует жизнь ребенка, но и поможет сохранить ему жизнерадостность, бодрость, укрепит нервную систему.

- Развиваем умственные способности. При подготовке ребенка к школе, прежде всего, обращают внимание на развитие его умственных способностей. Но что такое способности? Это не просто наличие конкретных знаний и навыков, а умение ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно анализировать действительность. Развитие умственных способностей (психологических качеств, определяющих легкость и быстроту усвоения новых знаний, и возможность их использования для решения разнообразных задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее его готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Восприятие, мышление и воображение относятся к познавательным и творческим способностям. Главными средствами восприятия являются сенсорные эталоны. Это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры. Именно дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития сенсорных способностей. На их основе начинают складываться предпосылки для ознакомления ребенка с элементарными математическими отношениями. Дошкольник может свободно ориентироваться в семи цветах спектра, различать оттенки. Знакомиться с основными геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник); учится подбирать по образцу и названию предметы определенной формы, располагать одинаковые предметы разной величины (8 – 10 палочек, кругов) в порядке ее убывания или возрастания; называть основные градации величины предметов по трем измерениям (длина, ширина, высота). В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это планы, карты, чертежи, схемы, макеты, графики. Они применяются для выделения различных, часто скрытых, отношений между предметами. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее приемлемы и для занятий с детьми дошкольного возраста. Трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы научиться разделять обозначаемое или обозначающее. Но понимания отдельных обозначений еще недостаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения и могут быть представлены в виде наглядных моделей. Развитие умственных способностей ребенка произойдет и без специального обучения, поскольку использование заместителей предметов, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольника видах деятельности, например, в сюжетно-ролевых играх. Когда дети изображают, скажем, больного и доктора, они фактически создают в уме модель взаимодействия врача и пациента. Наглядное моделирование проявляется и в детской конструкторской деятельности, и в рисовании, отличительной особенностью которого является схематизм. Рисуя, ребенок передает не столько общий вид предмета, сколько то, что он знает о его строении, отношениях между основными частями, то есть строит изображение, значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии. У детей дошкольного возраста чрезвычайно развито воображение. Так, в облаках разной формы ребенок может «видеть» понравившихся ему зверей из прочитанных книжек, а в отдельном кубике из строительного набора – сказочный замок. Но если в процессе мышления ребенок создает модель знакомого предмета, то воображение требует создания нового образа. Использование заместителей, символов, моделирования, как в игре, так и в изобразительной деятельности – источник умственного развития ребенка. Однако часто это происходит стихийно, без надлежащего руководства со стороны взрослых, поэтому возможности каждого ребенка реализуются далеко не полностью. Без сомнения, развитие способностей малыша имеет огромное значение, но умение свободно и самостоятельно применять их в разных видах деятельности, основным из которых является игра, не менее важно. Поэтому, развивая игровую деятельность дошкольника, необходимо учитывать его возрастные особенности. И дело даже не в том, что ребенок проводит большую часть времени в игре, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные психологические изменения, подготавливающие его к новой, более высокой ступени развития. В игре со всей полнотой проявляется воображение.

- Художественная литература имеет большое значение для развития дошкольника. Повторяя в игре мотивы любимых сказок, дети как бы проживают значимые для них ситуации. Задача же взрослого – обратить внимание ребенка на средства художественной выразительности, научить использовать их. Выразительное чтение, игра-драматизация необходимы для развития речи.

-Обучение конструированию, в том числе и художественному, в ходе которого дети могут свободно экспериментировать с материалом, решать различные конструктивные и творческие задачи, имеет не менее важное значение.

- И, наконец, нельзя забывать об экологическом воспитании. Важно, чтобы малыш почувствовал любовь к огромному миру, частицей которого является, понял его законы, научился жить в соответствии с ними. У вас может возникнуть вопрос: «Конечно, все эти игры очень хороши, но все-таки, когда же и как начинать готовить ребенка к школе? Ведь многие начинают учиться с шести лет?». Современная школа потребует от ребенка не столько конкретных знаний, сколько умения думать, находить собственные решения, понимать взрослого, сотрудничать с ним и с одноклассниками. Именно эти способности закладываются в ролевой игре, при решении творческих задач, которые вы предложите детям в разных видах деятельности. Однако упражнения, знакомящие ребенка с математикой и основами грамоты, также необходимы. Для развития элементарных математических представлений особенно важно не учить ребенка пересчитывать предметы, а опять-таки развивать возможность самостоятельно анализировать их свойства, использовать образные средства для выявления различных параметров величины (длина, высота, ширина) и установления количества предметов. Начиная обучать дошкольника чтению и письму, откажитесь от заучивания букв и тренировок в их написании, а вместе с ним войдите в волшебный мир звуков родного языка. В игре со словом малыш учится его слышать, произносить звуки, управлять своим артикуляционным аппаратом. А уж затем приходит самостоятельное чтение. Важно не только научить чему-нибудь ребенка, но и вселить в него уверенность в своих силах, развить умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это относится к выполнению творческих заданий, которые, обычно, имеют несколько решений и не предполагают жесткой оценки «верно – не верно». Если ребенок смел и уверен в себе, надо постепенно учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, постарайтесь заинтересовать его, научите находить новые детали, насыщая знакомое новым содержимым. И наоборот, если ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, помогите ему выбрать один вариант. Только опираясь на знание особенностей ребёнка, понимая его интересы и стремления, можно создать оптимальные условия для развития ребенка и подготовки его к школе.

Заключение.

«Заниматься ли до школы?» Этот вопрос очень часто задают педагогам родители. На него можно ответить вполне определенно: да, нужно. Но обучение дошкольников требует специальных знаний. Поэтому, прежде чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. Обучение чтению и счету, подготовка руки к письму в дошкольном возрасте целесообразнее всего проводить в игровой форме, поскольку знания, таким образом, лучше усваиваются детьми. Обучая, важно, соблюдать чувство меры. Если ребенок будет знать, слишком мало, в школе ему придется работать с напряжением, чтобы не отстать от других детей. Но если ребенок будет знать слишком много, ему станет скучно во время урока, он начнет отвлекаться, мешать другим, потеряет интерес к учебе и, может случиться, приобретет вредную привычку ничего не делать. Хорошо развитый ребенок с правильной речью и устойчивыми навыками к труду быстро догонит товарищей по классу, если его даже не обучали дома чтению. И наоборот, неразвитый ребенок, у которого не выработано чувство ответственности за порученное дело, не сможет в целом хорошо учиться, даже если он умеет читать. Об этом нужно помнить и не стараться ограничивать подготовку к школе тем, чтобы как можно быстрее научить ребенка читать, считать и писать.

Приложение 1

Игры, развивающие логическое мышление

Уже в раннем возрасте у ребенка начинает развиваться мышление. Однако совершенствование логических способностей невозможно вне развития речи ребенка, поэтому во время любой игры надо обязательно стараться, чтобы ребенок как можно точнее формулировал свой ответ.

«Кто кем будет?»

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечка, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, слабый?» и т.д.

При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем быть?»

Кем (чем) был раньше: цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребенком), корова, дуб, рыба, яблоня, хлеб, шкаф, дом, сильный и т.д.

«Сравни предмет»

Найди 5 отличий в следующей картинке

«Что лишнее?»

Ребенку дается ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:

Что лишнее?

Почему? Назови отличительный признак.

«Где игрушка»

Разместите вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщается только ее местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева

Приложение 2

Игры, развивающие память.

«Кто больше запомнит»

Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.

«Чей предмет?»

Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

«Форма предметов»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные и т.д.) Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.

«Запомни картинки»

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок. На каждой изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать в парах. Выигрывает тот, кто больше запомнил слов.

«Рисуем по памяти узоры»

На развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.

«Запоминаем вместе»

Для развития слуховой памяти.

Кто-то называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий повторяет первых два слова и называет свое и т.д.

Это упражнение можно повторять неоднократно, увеличивая количество слов для запоминания.

Упражнение для развития зрительной памяти

Для организации работы с ребенком вам потребуется карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации карточек 10 секунд. После демонстрации одной из картинок следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в данной последовательности.

Приложение 3

Игры, развивающие речь

«Мешок сюрпризов»

Для этой игры нужен небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать. Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший, наибольшее количество предметов.

«Двенадцать вопросов»

Для игры необходимо положить в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего задаётся вопрос, что за предмет. Игроки должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.

Игра «Добавь слог»

Взрослый называет первый слог, а дети должны говорить, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто больше придумал слов, быстрее или длиннее.

Но – (ги, сы, жи, жницы).

Ве – (ревка, сна).

Игра «Подберите нужное по смыслу слово»

Взрослый предлагает подобрать нужное по смыслу слово.

Завязать (что?)

Застегнуть (что?)

Забить (что?)

Завить (что?)

Застрелить (что?)

Запереть (что?)… и т.д.

Игры, развивающие внимание

«Что изменилось»

На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами)

«Горячо – холодно»

Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места – «Холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т.д. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

«Съедобное – несъедобное»

Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.

Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный - отбивает.

Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй - слуховое.

«Цепочка слов»

Объясните ребенку заранее на конкретном примере: «Я называю слово «жук». Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука к. Например, кошка. Я назову слово на а – апельсин, ты на н и т.д.

Таким образом, составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибается или не назовет слова в течение 5 секунд, тот выбывает из игры. Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.

Игра «Угадай, из чего сделан предмет»

Цель: развивать внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять названия видов материалов.

Ход игры: детям завязываются глаза и вкладываются в руки разные предметы. Дети должны назвать предмет и определить, из чего он сделан.

Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Цель: развивать внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять названия видов предметов.

Детям завязываются глаза и вкладываются в руки разные предметы. Дети должны назвать предмет и определить, из чего он сделан.

Игра «Какой игрушки не хватает»

Цель: развить внимание, зрительную память. Поставьте перед ребенком на одну минуту 4 игрушки (мишку, лису, ежика, петуха), когда он отвернется, уберите одну игрушку. Игра может повторяться 3-4 раза.

Задание: какой игрушки не хватает.

Игра « Съедобное – несъедобное»

Цель: развить внимание, познакомить с признаками предметов.

Игра может проводиться с одним ребенком или несколькими детьми. С группой ребят можно провести соревнования на самого внимательного. Ребёнку бросают мяч, называя любой предмет. Ловить мяч можно только в том случае, если назван съедобный предмет. Если назван несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.

Игра «На что это похоже»

Цель: развить воображение, образное мышление.

Ход игры: придумайте, на что похожи эти фигуры. Чем больше вариантов, тем лучше.

«Конструирование фраз»

Цель: развитие навыков творческого конструирования образцов.

Ребенку предлагают соединить следующие пары слов при помощи падежа или предлога: пирог – капуста, замок – океан, лететь – человек, ветер – башмак, повар – снег, путешествие – море, бабушка – горе, сыр – лиса, слон – космос, чудеса – школа.

Игра «Кто летает»

Игра может проводиться как родителями с одним ребенком, так и воспитателем в детском саду с группой ребят.

Она способствует формированию восприятия окружающего мира, учит выделять существенные признаки предметов.

Кто-то из родителей или воспитатель является ведущим. Он говорит следующее: «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает», – и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?» - молчите и не поднимайте руки.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?

Список использованной литературы

1. Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 112

2. Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г., Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников; Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

3. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 192 с.

4. Е.А. Белый, Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость?» под редакцией Е.А. Белого – М.: АСТ, 1999. – с. 48

5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: метод. пособие / 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 114 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)

6 Буре Р.С., Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1987 – с. 96

7. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П., Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе – М.: Издательство Школьная пресса, 2008. – с. 128

8. Зенина Т.Н., Родительские собрания в детском саду – М., Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.

9. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с. – (Школа развития).

10. Осипова Л.Е., Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

11. Бухарова И.С., Развитие нестандартного мышления у старших дошкольников.//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. - №10, с. 87 – с. 93.

12. Царегородцева Е.А., О родительской оценке: значимость и риски.// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. - №10, с. 94 – с. 99.

13. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа/Авт.-сост. С.В.Чиркова.-М.:ВАКО,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.

Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...