"Умные движения"
статья на тему

Мочалова Светлана Валериевна

Статья для родителей "Умные движения" посвещена  упражнения Гимнастики мозга. Родителям в доступной форме предлагается освоить данную методику для снятия учебного и рабочего стресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УМНЫЕ» ДВИЖЕНИЯ

     Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и, особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. О значении двигательной активности в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.

     Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

        Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей.

      К сожалению, не всегда, дети имеют возможность получить достаточный уровень двигательной (моторной) нагрузки. Это не позволяет им в полной мере удовлетворять свои физиологические потребности в движении, что в свою очередь сказывается и на развитии психических процессов.        

     Большинство родителей полагает (особенно после того, как ребенок встал на ноги и пошел), что разнообразные движения (двигательные действия), жизненно необходимые ребенку, появляются у него с возрастом сами собой без особых усилий со стороны взрослых путем подражания их двигательным операциям в различных ситуациях. В лучшем случае ребенка учат в семье пользоваться столовыми приборами, одеваться, застегивать, зашнуровывать, завязывать и т.д. Однако нередко можно встретить детей, принимаемых в детские сады или поступающих в школу, у которых даже эти элементарные двигательные навыки по самообслуживанию  не сформированы.

        Все чаще в современные дошкольные учреждения поступают дети с  различными нарушениями речи, особенностями развития познавательной сферы, с ортопедическими проблемами. Все перечисленные проблемы  часто усугубляются в процессе увеличения учебной нагрузки, особенно у старших дошкольников. И здесь на помощь нашим дошколятам приходят «умные» движения, которые мы делаем перед занятиями и во время игр, в процессе режимных моментов.

    «Умные» движения- это «Гимнастика мозга» Пола Денисона. В 1970 годах американский психолог Пол Денисон разработал  программу, в которую входили простые упражнения. Они способствовали  активизации природных механизмов головного мозга. Пол Деннисон создал  программу, решая собственные проблемы – дислексии и слабого зрения у детей.    Методика разрабатывалась в центре для неуспевающих "Walley" ("Долина") в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым успешно справляться с их трудностями, поэтому нужно было найти название, привлекательное для детей, и в то же время отражающее суть происходящего.

       С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

Данная терапия показала хорошие результаты для развития координации и интеграции движений, интеллекта, повышения сопротивляемости стрессу, страху, боли, снижения гиперактивности, агрессии, чрезмерного эмоционального возбуждения.

Этот метод способствует решению различных проблем школьной дезадаптации, дислексии и трудности обучения: недостаточная концентрация внимания, проблемы в работе долговременной и кратковременной памяти, неадекватное поведение и недостаток социальных навыков.

      Дети с удовольствием делают эти упражнения. Некоторые из них, Вы, уважаемые родители, можете делать вместе со своими детьми дома. Обязательное условие - это водный режим. То есть, перед выполнением упражнений необходимо выпить воды - очищенной питьевой, желательно не кипяченой. Когда мы обезвожены, у нас нет достаточного количества электролита для создания оптимальной электрической активности между нервами и мышцами.

 

«Перекрестные шаги»: шагаем на месте, стараясь дотронуться ладонью (локтем) левой руки до правого колена, правой ладонью (локтем)- левого колена. Можно делать   под ритмичную музыку. Выполнять 2-3 минуты.

Что дает это упражнение : улучшается внимание, организованность в процессе учебной деятельности. Выполнять необходимо регулярно перед какой-либо умственной деятельностью.

 

«Крюки Денисона». Вам или Вашему ребенку необходимо сосредоточится, снять эмоциональное напряжение, возбуждение - постойте в «крюках». Ноги перекрещены, руки « в замок» и тоже перекрещены. Пару минут регулярного использования, и Вы ощутите результат.

  

 «Сова»- любимое упражнение у детей. Упражнение выглядит забавно. Детям нравится, взрослые могут стесняться.

  1. Правая рука захватывает надостную мышцу (посередине плеча) с левой стороны (обычно мы массируем ее, чтобы снять усталость).
  2. Далее все движения выполняются синхронно: рука сжимает мышцу; губы вытягиваются трубочкой и произносят звук "ух"; шея сдвигается немного вперед, подбородок выпячивается; глаза расширяются.
  3. Возвращаемся в исходное положение: рука отпускает мышцу; губы расслабляются, шея занимает свое естественное положение, глаза тоже.
  4. Далее пункты 2 и 3 чередуются. На каждое "ух" голова немного сдвигается, перемещаясь по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу. На эту дугу приходится 5-6 "ух".
  5. Делаем с одной рукой столько раз, сколько считаем нужным. Далее левой рукой захватываем правую надостную мышцу и делаем то же самое.  

Внимание! Обязательно соблюдать синхронность сжимания мышцы и "уханья".

Во время выполнения этого упражнения происходит снятие напряжения, возникающего при длительном письме или сидении в статичной позе, нормализуется приток крови в головному мозгу. Это позитивно влияет на навыки внимания, памяти, чтения. Также благодаря "уханью" освобождаются челюстные зажимы, что способствует более плавной и связной речи. Снимается напряжение при работе с компьютером и другой техникой.

 Упражнения гимнастики мозга разработаны на активизацию различных зон головного мозга. Этих упражнений достаточно много. Подробнее  можно узанть из книги : Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г. – 238 с. ил., поискать информацию в интернете, а также у психолога нашего детского сада.

С момента основания в 1987 году организации образовательной Кинесиологии, исследовательские проекты, использующие "Гимнастику мозга", распространились по всему миру, и принесли замечательные результаты.

"Гимнастика мозга" также высокоэффективна для занятий спортом, музыкой, живописью и танцами всех видов.

Упражнения эти довольно просты, не требуют много времени и силы для выполнения. Их легко делать в игровой форме, они доступны и взрослым, и детям.

Вместе с тем эффективность упражнений очень высока. Это подтверждают отечественные исследования и большой опыт американских коллег.

Успехов и удачи вам в освоении своего тела!

Источники:

  1. Липатова Т. В. "Гимнастика мозга", или образовательная кинесиология. Практическое пособие - Омск, 2008 г. – 48 с.
  2. www.sibuch.ru/taxonomy/term/591


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-тренинг "Умные движения"

В рамках родительского клуба представлен тренинг для детей и родителей с Гимнастикой мозга ( элементы упражнений из образовательной кинесиологии)...

Родительское собрание "Хочу все знать!" Мастер-класс для родителей "Умные движения" ссылка на видео

Ссылка на видео мастер-класса по Образовательной кинесиологии- эелементы Гимнастики мозга  для родителей https://youtu.be/pcZcpl35RaQ...

Картотека нейропсихологических упражнений "Умные движения"

Перекрестные телесные упражнения         При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария гол...

Сиди дома. Умные движения.

Развиваемся в игре...

Проект «Умные движения: развитие детей методом образовательной кинезиологии»

Цель проекта:  активизация мыслительной деятельности, повышение умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством использования  кинезиологических  упражнений...

Буклет для родителей "Умные движения или нейрогимнастика - это интересно!"

В этой памятке вы познакомитесь с нейрогимнастикой.Выполняя эти упражнения с детьми вы разовьете психические процессы внимание, память, мышление и сформируете важный аспект межполушарного воздей...