Гендерное воспитание
материал на тему

Гендерное воспитание детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchiki_i_devochki.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Мальчики и девочки!».

Гендерное воспитание детей в ДОУ

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Гендер - формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. по гендерному воспитанию, Важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек.

Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 4 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик – девочка, дядя – тетя, не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. У малышей следует:

• развивать у малышей положительное отношение и уважение к имени ребенка;

• учить детей гордиться своим именем, рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел такое имя, что оно значит);

• развивать у девочек и мальчиков модели ролевого, мужского или женского поведения, поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации;

• показывать им образцы правильного поло ролевого поведения;

• направить свои усилия на формирование у детей более полных представлений о себе.

Второй уровень понимания - между 4 и 7 годами, формируется гендерная устойчивость: дети достигают понимания постоянства пола, т. е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Организуя работу с детьми по гендерному воспитанию, мы руководствовались Программой «Мальчики и девочки» (автор – Шелухина И. П.):

Раздел 1. «Мужчина и женщина, – какие они? »

Цикл данного раздела направлен на уточнение и формирование у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях.

Раздел 2. «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина».

Цикл раздела направлен на формирование у детей предпосылок мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей.

Раздел 3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».

В процессе выполнения заданий этого раздела формировались представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывалась культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

В процессе реализации программы по гендерному воспитанию у детей должны сформироваться:

— навыки доброжелательного отношения друг к другу;

— умения быть опрятным: видеть и устранять недостатки внешнего вида в прическе, одежде и пр. ;

— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

— умения видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

— умения понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои индивидуальные возможности. Как проявит себя ребенок в этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности.

В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой.

Игра детей — это творческий, активный процесс. В игре так же закладываются и основы нравственности. Место для детских игр должно быть хорошо освещено, не вызывать у ребенка агрессию. В группе развивающая среда должна быть специально оборудована для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками. В сюжетно - ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя свою роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференциацию по полу. Игровой период в развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения. В игре каждый ребенок:

• освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества;

• оценивает свои возможности, обретает веру в себя;

• определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

Существуют различия между играми детей:

• Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. А игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому им необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

• У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам (игры мальчиков более предметны, а игры девочек более словесны). Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе.

Взрослому необходимо: руководить содержанием ролевой игры, с учетом особенностей мальчиков и девочек; научить их играть; содействовать объединению детей в играх; приучать соблюдать во время определенные правила; воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Важно отметить, что велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным репертуаром и взаимоотношениями полов.

Музыка – еще одно средство формирования полоролевого поведения детей.

На музыкальных занятиях в детском саду работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности:

• При разучивании танцев (вальс, полька и т. д.) – мальчики овладевают навыками ведущего партнёра; у девочек формируется грациозность, изящество, мягкости движений.

• В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференцированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности; у девочек преобладает плавность, мягкость движений.

• В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков; бубны, колокольчики – для девочек.

• Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки.

• При проведении праздников и развлечений - мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость; а девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.

Гендерному воспитанию детей происходит на занятиях по физической культуре.  При этом следует использовать следующие методические приёмы:

1. различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;

2. различия в дозировке упражнений;

3. различия по времени;

4. различия в обучении сложным основным двигательным движениям;

5. распределение ролей в подвижных играх;

6. различия в оценке деятельности (мальчики – оценка в их деятельности; девочки - кто их оценивает и как).

Эффективное решение задач полоролевого воспитания возможно только в тесном содружестве семьи и детского сада. Необходимо дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции. Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Работа по гендерному воспитанию требует квалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учётом всех особенностей детей – мальчиков и девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...