Гендерное воспитание
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Мальчики и девочки!».
Гендерное воспитание детей в ДОУ
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Гендер - формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. по гендерному воспитанию, Важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек.
Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 4 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик – девочка, дядя – тетя, не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. У малышей следует:
• развивать у малышей положительное отношение и уважение к имени ребенка;
• учить детей гордиться своим именем, рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел такое имя, что оно значит);
• развивать у девочек и мальчиков модели ролевого, мужского или женского поведения, поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации;
• показывать им образцы правильного поло ролевого поведения;
• направить свои усилия на формирование у детей более полных представлений о себе.
Второй уровень понимания - между 4 и 7 годами, формируется гендерная устойчивость: дети достигают понимания постоянства пола, т. е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Организуя работу с детьми по гендерному воспитанию, мы руководствовались Программой «Мальчики и девочки» (автор – Шелухина И. П.):
Раздел 1. «Мужчина и женщина, – какие они? »
Цикл данного раздела направлен на уточнение и формирование у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях.
Раздел 2. «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина».
Цикл раздела направлен на формирование у детей предпосылок мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей.
Раздел 3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
В процессе выполнения заданий этого раздела формировались представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывалась культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
В процессе реализации программы по гендерному воспитанию у детей должны сформироваться:
— навыки доброжелательного отношения друг к другу;
— умения быть опрятным: видеть и устранять недостатки внешнего вида в прическе, одежде и пр. ;
— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
— умения видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
— умения понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои индивидуальные возможности. Как проявит себя ребенок в этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности.
В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой.
Игра детей — это творческий, активный процесс. В игре так же закладываются и основы нравственности. Место для детских игр должно быть хорошо освещено, не вызывать у ребенка агрессию. В группе развивающая среда должна быть специально оборудована для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками. В сюжетно - ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя свою роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференциацию по полу. Игровой период в развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения. В игре каждый ребенок:
• освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества;
• оценивает свои возможности, обретает веру в себя;
• определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Существуют различия между играми детей:
• Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. А игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому им необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.
• У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам (игры мальчиков более предметны, а игры девочек более словесны). Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе.
Взрослому необходимо: руководить содержанием ролевой игры, с учетом особенностей мальчиков и девочек; научить их играть; содействовать объединению детей в играх; приучать соблюдать во время определенные правила; воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Важно отметить, что велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным репертуаром и взаимоотношениями полов.
Музыка – еще одно средство формирования полоролевого поведения детей.
На музыкальных занятиях в детском саду работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности:
• При разучивании танцев (вальс, полька и т. д.) – мальчики овладевают навыками ведущего партнёра; у девочек формируется грациозность, изящество, мягкости движений.
• В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференцированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности; у девочек преобладает плавность, мягкость движений.
• В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков; бубны, колокольчики – для девочек.
• Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки.
• При проведении праздников и развлечений - мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость; а девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.
Гендерному воспитанию детей происходит на занятиях по физической культуре. При этом следует использовать следующие методические приёмы:
1. различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;
2. различия в дозировке упражнений;
3. различия по времени;
4. различия в обучении сложным основным двигательным движениям;
5. распределение ролей в подвижных играх;
6. различия в оценке деятельности (мальчики – оценка в их деятельности; девочки - кто их оценивает и как).
Эффективное решение задач полоролевого воспитания возможно только в тесном содружестве семьи и детского сада. Необходимо дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции. Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Работа по гендерному воспитанию требует квалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учётом всех особенностей детей – мальчиков и девочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Игры наиболее эффективно создают педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; закрепи
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано....