«Культура поведения ребенка»
консультация на тему

Юрьева Юлия Евгеньевна

«Вежливость – не качество, не добродетель; это свойство, которому мы научаемся и должны научить своих детей так же, как научаемся правильно говорить… Вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет нас сдерживаться».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya_rebenka.docx100.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Культура поведения ребенка»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7300854c9770ba415c254b32d28580ee-l&n=13

«Посейте привычку –

пожнете характер,

Посейте характер –

и вы пожнете судьбу».

                           У.Теккерей

В одной из книг о культуре поведения, вышедшей ровно сто лет назад, сказано: «Вежливость – не качество, не добродетель; это свойство, которому мы научаемся и должны научить своих детей так же, как научаемся правильно говорить… Вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет нас сдерживаться».

О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво держать себя, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек». Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше. В противном случае у ребенка могут закрепиться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.

В младшей группе детского сада детям прививаются культурно-гигиенические навыки. Детей приучают здороваться, прощаться, вежливо обращаться к взрослым за помощью, благодарить, показывают, как нужно аккуратно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, поев, благодарить взрослых. У многих детей к концу учебного года эти навыки становятся достаточно прочными.

Культура поведения - это существенная часть нравственного воспитания.

Некоторые считают, что внешняя сторона поведения не столь важна, главное - воспитать человека честным, справедливым, умеющим работать. Видимо, поэтому мы встречаем людей, которые знают и любят свое дело, но не очень-то воспитаны. И общаться, работать с ними неприятно.

Вот почему вопросы воспитания культуры поведения следует рассматривать глубоко и тесно с нравственностью. Успешное разрешение этой задачи требует от воспитателя и родителей особого такта, умения.

  1. Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было – это Начало Всех Начал, - зависит наша сегодняшняя жизнь.

От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их.

Именно в детстве (и более того, в раннем детстве) воспитываются умы и сердца детей.

Воспитание начинается, прежде всего, с самовоспитания взрослого. Поэтому необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать свою культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Воспитательное значения имеют и удобства, которые предоставлены ребенку. Чистая комната, рационально оборудованная мебелью, игрушками, содействует воспитанию привычки к порядку. Если дети знают, что за игрушками закреплено определенное место, они, естественно, привыкают к аккуратности. Чистота и порядок в помещении дисциплинирует их, приучает к аккуратности, бережливости.

Встречаются все же дети, которые как бы игнорируют правилами культурного поведения, не придерживаются их. Дело в том, что взрослым обязательно следует показывать, объяснять, обучать способам их выполнения.

Показ с объяснением воспитатель широко использует в повседневной жизни (во время умывания, одевания детей, еды, наведения порядка в группе, стараясь подкрепить его своим личным поведением, примером. По мере того, как образуется навык, нужно постепенно переходить от подробного к частичному, а затем и вовсе отказаться от него.

Например, взрослым кажется, что достаточно сказать: «Берегите игрушки, будьте аккуратными», как все дети это выполнят. Это ошибочное мнение. Детей нужно учить конкретным действиям, обеспечивающим бережное отношение к игрушкам.

«Окружающая среда» играет определяющую роль в воспитании ребенка. Это понятие очень емкое и включает в себя: состав семьи и культурно-образовательный уровень родителей; жизненные условия и место проживания; демографический и этнографический фон; экологические показатели и многое другое. С влиянием среды на манеры и поведение ребенка мы сталкиваемся ежедневно. Сравнить, например, поведение ребенка в общественном транспорте, когда он едет вместе с родителями и когда – с группой своих сверстников. В последнем случае даже скромный и застенчивый ребенок чаще всего ведет себя дерзко и бесцеремонно. Очень характерно в этом отношении и влияние средств массовой информации: достаточно ребенку увидеть, как герой очередного телесериала кладет ноги на стол, сдвигает шапку набекрень или сморкается, зажав ноздрю пальцем, и он чуть позже или раньше обязательно проделает то же самое.

Некоторые родители, пытаясь уменьшить влияние среды, резко ограничивают круг общения ребенка, замыкают его в узком пространстве собственных взглядов и интересов. Это глубоко ошибочная позиция.  Особенно тогда, когда в семье растет только один ребенок или она неполная. В большинстве случаев из таких детей вырастают скучные личности, лишенные чувства собственного достоинства и мало приспособленные к реальной жизни.

  1. С чего начать? Психика маленького ребенка податлива и пластична. В эти годы ребенок  склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Именно в это время родители должны воспитать в ребенке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям. Психически и физически каждый ребенок развивается в достаточной степени своеобразно. Творящий человеческую душу и характер, прежде всего и обязательно должен сотворить самого себя. Только человек высокой культуры может воспитать истинно культурного человека, деликатно-внимательно и доброжелательно относящегося к людям, умеющего творчески трудиться и получать радость от своего труда; видящего и ценящего живую красоту природы и принимающего всю многосложную гармонию мира, в котором он живет.

По мнению педагогов и психологов, маленький ребенок должен освоить следующие навыки:

- навыки, связанные с личной опрятностью;

- с культурой еды – поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;

- с культурой общения со взрослыми и сверстниками – дома и в общественных местах;

- с культурой игры, выполнение трудовых обязанностей.

Как прививать навыки культурного поведения? Конечно, в первую очередь, - пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.

Систематическая, планомерная работа, несомненно, принесет свои результаты. Чем раньше ребенок усвоит правила культурного поведения, тем естественнее он их будет выполнять.

Воспитанием культуры поведения следует заниматься систематически, планомерно, постепенно усложняя правила. Нужно показать детям, что выполнение правил культурного поведения важно не только на людях, но и тогда, когда посторонних нет.

Большое значение имеет поощрение положительных поступков детей. Оценка педагога помогает ребенку осознать, что в его поведении хорошо, а что плохо и почему. Делая это, всегда следует иметь ввиду конкретный поступок, факт. Такие оценки, как «Молодец, Таня! », «Вера правильно поступила», «Вова хороший мальчик», хотя и обрадуют детей, но мало что дадут. Они не поймут, за что их хвалят. Оценивая поступки ребенка, надо объяснить, что в его действиях было хорошо, а чего недостает.

При воспитании культуры поведения часто возникает ряд трудностей: у одних детей одного и того же возраста привычки образуются медленно, а у других они очень неустойчивы.

Длительность в образовании привычек не должна тревожить взрослых. Она зависит от особенностей нервной системы ребенка. К тем детям, кто усваивает правила медленно, нужно проявлять особое терпение, настойчивость. Детей медлительных, не уверенных в себе, чаще подбадривать, хвалить, отмечать их успехи.

Иного подхода требуют дети, быстро усвоившие различные навыки, но небрежные, безразличные к их выполнению. В данном случае взрослому следует проявлять большую настойчивость и требовательность. Этих детей нельзя оставлять без внимания до тех пор, пока привычки к чистоте, аккуратности, вежливости не станут достаточно прочными.

Следует иметь ввиду, что воспитание навыков и привычек культурного поведения должно быть взаимосвязано и непротиворечиво. Дома необходимо придерживаться тех же правил и норм, которые прививаются в детском саду.

Не только педагог в детском саду, но и родители должны руководить деятельностью детей дома.

Если ребенок не слушается, нарушает установленную дисциплину, то не нужно ругать его или наказывать. Ребенку следует помочь сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Лучшей мерой в таких случаях будет помощь в организации той или иной деятельности, советы, позволяющие добиться результата, личный пример родителей.

Мы обязаны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. И этого можно достичь лишь в том случае, когда сам процесс воспитания будет добрым, умным, здоровым и счастливым.

Дети – оценка нашей жизни, жизни родителей, ее смысл и продолжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура поведения ребенка

Если вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми,...

Консультация для родителей "Культура поведения ребенка"

В консультации дается информация о том, как родителям прививать навыки культурного поведения у детей дошкольного возраста....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование культуры поведения ребенка и личные качества через преообщение к русской народной культуре

Презентация на тему: "Формирование культуры поведения ребенкка и личностные качества дошкольников через преобщение к русской народной культуре"...

НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре

знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О культуре поведения. Культура поведения ребенка в семье»

Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О культуре поведения. Культура поведения ребенка в семье»

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О культуре поведения. Культура поведения ребенка в семье»

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия для формирования доброжел...