Консультация для родителей "Учим ребенка общаться"
консультация (средняя группа) на тему

Новикова Нина Марковна

Данная консультация представляет собой систематизированный материал, предназначенный для руководства в таком важном процессе, как обучение ребенка культуре общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelyam_uchim_rebenka_obshchatsya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Консультация для родителей

на тему: «Учим ребенка общаться»

        Навыки общения в современном мире являются крайне важными для людей любого возраста, поскольку являются прочным фундаментом для выстраивания отношений не только с близкими, отдельными представителями общества, но и с окружающим миром вцелом. Именно поэтому важно помнить о том, что культуре общения ребенка необходимо приучать с самого детства. Определённые  качества и способности у ребёнка появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности, и в процессе этой деятельности необходимо обращать внимание на то, как развивается речь, манера поведения, смысловые заключения ребенка, его способность выражать эмоции, мысли и тд. Недостаточно просто говорить о том, как нужно себя вести или что-либо делать, важно принимать активное участие в этом сложном процессе, при этом, не нарушая развитие самостоятельности ребенка. Каждому родителю хочется видеть как их ребенок радуется, познает мир, заводит первые знакомства и общается, как он счастлив  и улыбается, однако, дети не всегда могут разобраться со взаимоотношениями, восприятиями окружающей действительности, в общении между сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь им в этом.

        Летний период времени очень насыщенный на разного рода события, а потому может стать хорошим стартом для того, чтобы развивать новые формы и направления общения детей и родителей. Это и различные мероприятия, проводимые в кругу семьи на природе, дома, в гостях, это различные путешествия, в которых непременно появляются новые эмоции и знакомства, что благополучно скажется на способности приобретать, оттачивать навыки общения, тренировать их.

        В данной заметке хотелось бы обратить внимание родителей на те характерные особенности, которые следует учитывать, в процессе обучения ребенка культуре общения.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Стоит ознакомиться с общей информацией о том, как преимущественно, выстраивается общение ребенка с окружающим миром в разные периоды его ранней жизни.

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.

Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

- признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

        Принципиально подход к развитию самостоятельности такой же, как при  формировании любой способности: необходимо создать условия, которые требуют от ребёнка постоянного проявления самостоятельности. При этом конечно важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки  ребёнка: особенности нервной системы, конституции тела, всё это, безусловно, оказывает существенное влияние на сам процесс деятельности. Поэтому в одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален, ведь каждый ребёнок - особый мир, неповторимая личность.

 Если самостоятельность постоянно «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в конечном итоге «закрепляются» как положительный личный опыт ребёнка и тем самым становиться качеством его личности.  Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребёнок, главное, чтобы он делал это сам. Необходимо предоставлять ему как можно больше самостоятельности  на всех этапах - от принятия решения что -  то сделать до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Хотя содержание действий играет вспомогательную, второстепенную роль очень важен положительный настрой и, конечно, успешный результат – чтобы ребёнок переживал радость, удовольствие, как от самого действия, так и от полученного результата.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка: 1) «ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком. 2) «Сорви шапку», 3) «У нас все можно» и др.

Нередко возникают ситуации, когда ребенок ведет себя конфликтно по отношению к другим, тем не менее, как и любой другой, он через свое поведение познает мир, измеряет границы дозволенного. Научить такого ребенка общению также возможно, если учитывать определенные способы и приемы, продумывая стратегию обучения и приобщения.

Итак, как строить взаимоотношения с конфликтными детьми:

- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: 1) «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом; 2) «Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника. 3) «Сидящий и стоящий».

Застенчивые дети представляют собой категорию, которая является пограничной, поскольку такие дети многое знают и понимают, но в силу своих особенностей не могут выразить себя, и основной задачей родителя является подбор оптимально правильного комплекса мероприятий, который позволит им раскрыться, при этом стоит соблюдать определенные правила, чтобы «не перегнуть палку», чтобы не допустить наступления негативных последствий.

Последствия застенчивости:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: 1) рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; 2) «Магазин игрушек», 3) «Сборщики».

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

Советы родителям замкнутых детей:

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

В заключение, хотелось бы сказать, дорогие родители, уделяйте своим детям как можно больше внимания, играйте с ними, общайтесь, узнавайте их, надеюсь, что собранный материал, поможет Вам.

Материал подготовлен воспитателем

высшей квалификационной категории

Новиковой Н.М., г. Вольск, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как учить ребенка общаться"

Консультация для родителей в которой описаны типичные ошибки взрослых и рекомендации "Что нужно делать"....

Консультация для родителей: «Как общаться с ребенком?»

Консультация для родителей: «Как общаться с ребенком?» Техника активного случая применяется в том случае, когда у человека возникает эмоциональная проблема, его надо активно выслушать....

Консультация для родителей « Как научить ребенка общаться»

Полезные советы для родителей, как помочь ребенку научиться общаться....

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...