Главные вкладки

    Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
    консультация на тему

    Колмакова Наталья Вячеславовна

    Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл broshyura_1.docx819.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

     Н. Гоголь

    Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе

           Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

           При благоприятных социальных условиях   ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.

          Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева), а также существительные от прилагательных. В этом возрасте у детей заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Но это все является нормой.

           Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.  

    Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

    1.Развитие активного словаря

           •Игра «Чудесный мешочек»

               Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

    В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.

            •Упражнение «Запомни и назови»

            Цель: развивать активный словарь детей.

    Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убираются. Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

           •Упражнение «Что это?»

            Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

    Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

    Берёза, осина, дуб — это... Ромашка, василёк, незабудка - это... Комар, кузнечик, жук - это ... Заяц, лиса, волк - это... Кукушка, сова, орёл - это...

           •Упражнение «Какой?»

           Цель: развитие словаря признаков.

    Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).

    2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)

          •Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

             Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

    Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

    Бой - битва, сражение.

    Буря - ураган, шторм.

    Доктор - врач.

    Детвора - дети, ребята.

    Холод - стужа, мороз.

    Вежливый — любезный.

    Дремучий - густой, глухой.

    Жаркий - знойный, горячий.

            •Игра «Упрямые дети»

            Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

    Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

    отъехал – приехал, вылетел – залетел;

    въехал – съехал, взлетел – приземлился;

    выехал – заехал, укатил – прикатил;

    заплыл – выплыл, уплыл – приплыл.

           •Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).

              Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

    Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ...

    Сосна высокая, а куст ...

    Пчела летает, а гусеница...

    Дорога широкая, а тропинка ...

    Опёнок съедобный, а мухомор ...

           3. Развитие словообразования

          •Игра «Назови ласково

           Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

    блюдце -… овца -… собака -…

    белка -… сани -… ложка -…

          •Упражнение « Что приготовим?»

           Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

    Из яблока - яблочное повидло;

    Из банана - банановое повидло;

    Из лимона - лимонный сок;

    Из груши - грушевый компот.

           4. Усвоение лексической сочетаемости слов

            •Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

            Цель: учить изменять существительные по числам (1 2 6 - тетрадь тетради тетрадей)

    Лампа…, кошка…, стул…

           •Упражнение «Один - много»

            Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

    Это лимон, а это ….. лимоны.

    Это груша, а это .... груши.

    Это яблоко, а это ….. яблоки.

           •Упражнение «Какого цвета»

           Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.

    Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.

          Литература

    1.Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид – М.: Просвещение. 1972.

    2.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

    3.Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.

    3.jpg

    Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

    Рекомендации для воспитателей и родителей

                                                    Учитель-логопед

    Никифорова Н.В.

    Катайск 2014г.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

    Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

    Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

    Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

    Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

    Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

    Консультация для воспитателей ДОУ "Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

    Данный материал будет интересен для воспитателей детских садов, так как в нем систематизирован практический материал по данной теме....