Статья: "Значение игровой деятельности в жизни ребёнка"
статья на тему

Евдокимова Екатерина Владимировна

Статья о влиянии игровой деятельности на развитие ребёнка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_v_zhizni_rebenka.docx10.65 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игровой деятельности в жизни ребенка

Игра - это движение

Для любого ребенка с момента рождения существует только один способ познания окружающей среды. Играя ребенок постепенно входит в мир взрослой жизни с ее правилами и ограничениями, возможностями и запретами. Именно в игре формируется характер ребенка, ведь каждый игровой момент несет в себе как положительный, так и отрицательный заряд, существенно смягченный игровыми рамками, условиями и возможностью в любое время прекратить игру.

В спортивных играх ребенок учится побеждать и проигрывать, в сюжетных - развивает свое воображение, образное мышление. Игры учат детей логически мыслить, быстро просчитывать варианты действий и находить выход из сложных ситуаций. Таким образом, игра является идеальной формой обучения ребенка, в которой особое место занимают игры подвижные.

Умению играть никто не может научить, это одна из врожденных потребностей ребенка. Потребность в движении у детей была всегда, а сегодня она стоит остро как никогда. Ведь не секрет, что современные дети предпочитают проводить больше времени перед телевизором или компьютером, нежели на спортивной площадке или во дворе с друзьями. Угроза детской гиподинамики стала нешуточной, а ведь ее истоки можно легко и просто искоренить с помощью подвижных игр, которые обычно несложны в исполнении, занимают немного времени, но их пользу трудно переоценить.

Важнейший результат игры - радость, удовлетворение, эмоциональный подьем. Положительные эмоции стимулируют деятельность всех основных систем организма ребенка, всесторонне развивают его.

Взрослым следует руководить играми дошкольника. Желательно, чтобы родители принимали участие и в организации коллективных игр во время прогулок.

В выборе игры следует учитывать возраст ребенка. У 3-4-летних детей мышление конкретно, поэтому содержание игр должно быть доступным (например, "Птицы летают и возвращаются в гнезда").  

С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением не только таких образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и тех, что знакомы по книгам и картинкам. В игры можно вносить элемент соревнования.

Дети 6-7 лет уже увлечены не только процессом игры, но и ее результатом. К ребенку предъявляются существенные требования в отношении качества движений, четкости выполнения правил игры, что требует выдержки и внимания.

Классификация игр

Подвижные игры принято делить на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь подразделяются на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и фиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (например, трудовые действия людей), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.

Бессюжетные подвижные игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. Как уже упоминалось, в старшем дошкольном возрасте в такие игры включается элемент соревнования, который побуждает детей к большей активности в выполнении задания.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих.

Существуют также игры-забавы и аттракционы, двигательные задания которых выполняются в необычных условиях и часто включают в себя элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и т. д.), остальные - являются зрителями.

К сложным играм относятся спортивные игры (теннис, волейбол, баскетбол, футбол). В дошкольном возрасте используются элеиенты этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Общие правила игр

Правила игр разнообразны, но есть и общие, обязательные для всех:

- нельзя допускать грубость по отношению к сопернику ни в словах, ни в поступках;

- следует выбирать соперника примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой и неинтересной;

- нельзя нарушать правила игры, допускать обман - победа должна быть честной;

- следует проявлять благородство, не смеяться над проигравшим.

Пока это правила для игр, но со временем они трансформируются в жизненные принципы.

Требования безопасности во время проведения подвижных игр

Благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии детей правильно организованные подвижные игры. Однако следует учитывать, что это возможно только в случае строгого выполнения правил безопасности, заключающихся в следующем:

- перед игрой необходимо провести разминку;

- внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя и капитана команды;

- строго выполнять правила игры;

- избегать столкновений, толчков и ударов;

- привозникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки.

Примеры игр

Делай, как я!

Для этой игры нужен водящий. Остальные участники встают вокруг него полукругом. Теперь водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего.

Игра длится до тех пор, пока дети не потеряют к ней интерес.

Угадай, кто я!

Выбирают водящего и завязывают ему глаза, остальные встают вокруг него. Затем они идут по кругу, приговаривая:

Вот играли мы, играли,

А теперь в кружочек встали.

Ты загадку отгадай:

Кто позвал тебя - узнай!

Один из игроков кричит: "Скажи, кто я!" В ответ водящий называет его имя. Если он угадал, то меняется местами с кричавшим; если нет - игра продолжается. Победителей и побежденных в этой игре нет. Игра длится до тех пор, пока дети не потеряют к ней интерес.

Шерлок Холмс

Первым делом на столе нужно разложить самые разные предметы. Это делает водящий, остальные участники в это время отворачиваются или выходят из комнаты. Когда все готово, игрок в течение одной минуты внимательно смотрит на стол и старается запомнить, что и в какой последовательности лежит.

Затем участники снова отворачиваются (или выходят из комнаты), а в это время водящий перекладывает несколько предметов на столе. Вернувшись, игроки должны отгадать, что именно изменилось. Победит тот, кто назовет больше всего изменений.

Совы и жаворонки

Вначале игры определяются "совы" (если играющих немного, "сова" может быть одна). остальные становятся "жаворонками".

"Совы" объявляют: "День наступает, все оживает!" - и все начинают двигаться, бегать, прыгать, танцевать. Можно включить музыку или звуки пения птиц.

Когда "совы" объявят: "Ночь наступает, все замирает!" - музыка прекращается, и все должны остановиться и замереть в той позе, в какой они находились в тот момент. "Совы" выходят "на охоту" и забирают с собой пошевелившихся. Эти игроки тоже становятся "совами". Теперь они "охотятся" все вместе.

Победителей и побежденных в этой игре нет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не потеряют к ней интерес.

Азбука

Рисуют на земле палочкой две линии на произвольном расстоянии друг от другам - это будет дорога. После того, как выбран водящий, остальные игроки встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет какую-нибудь букву. Игроки должны найти у себя что-нибудь, начинающееся с этой буквы. Если это им не удается, то они должны перебежать дорогу, уворачиваясь от водящего. Если водящему все-таки удается кого-нибудь догнать, то этот участник становится водящим, а водящий - игроком. Победит тот, кто ни разу не станет водящим.

Огонь и вода

Выбирается водящий. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: "Огонь!" - игроки начинают приседать; когда же он говорит "Вода!" - все должны бежать в одну сторону по кругу.

Водящий старается запутать игроков: он может произносить одно и то же слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он зорко следит за игроками - тот, кто ошибется в выполнении команды, должен выйти из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один-единственный игрок.

Медведь

Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды я рву,

А медведь не спит,

Все на нас глядит!

Лукошко опрокинулось,

Медведь за нами кинулся!

По окончании песни "медведь" вскакивает и бежит за ребятами. Кого он первым поймает, тот становится новым "медведем", игра повторяется.

Дед

Дети выбирают "деда", затем отходят в сторонку и договариваются о том, что они будут показывать, после чего подходят к "деду":

- Здравствуй, дед!

- Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?

- Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем...

Дети делают движения, изображающие какую-либо работу, а "дед" должен угадать, какая это работа. Если отгадает - все разбегаются. и он должен кого-нибудь поймать. Если не отгадает - дети снова договариваются и изображают другую работу.

Запрещенное движение

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения. которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет повторять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши, покружиться, прыгнуть на месте и т. д.

Веселая игра с колокольчиком

Все садятся в круг. По желанию группы выбирается водящий. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. задача водящего: поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Бабушкин чемодан

Ведущий говорит: "К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет... (название предмета, например "шарф"). Играющий повторяет то, что сказал ведущий, и добавляет еще одну вещь в чемодан. Например: "К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет шарф и свитер". Следующий добавляет еще одну вещь в чемодан и т. д.

Водяной

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. "Водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя, а также трогать голову. Если водящий угадал, он меняется ролью с игроком.

Заключение

Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.

В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.

Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами известных педагогов:

“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ познания окружающего” - Н.К.Крупская,

“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” - В.П.Новикова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Значение, приоритеты. Совместная деятельность специалистов по физической культуре и педагога – психолога в дошкольной образовательной среде»

В данной статье рассматривается взаимодействие  инструктора по физической культуре и  педагога- психолога в ДОО.  Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, ч...

Игровые моменты в жизни ребёнка

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности....

Статья: «Значение театрально-игровой деятельности в ДОУ». (из личного опыта)

О значении театрально-игровой деятельности в детском саду. Примеры из личного опыта....

Статья "Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка"

Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитие ребенка"...

Статья "Значение сюжетно-отобразительной игры в жизни ребенка раннего возраста."

Значение сюжетно-отобразительной игры в жизни ребенка...