статья «Значение, приоритеты. Совместная деятельность специалистов по физической культуре и педагога – психолога в дошкольной образовательной среде»
статья на тему

Бобрышова Елена Ивановна

 

В данной статье рассматривается взаимодействие  инструктора по физической культуре и  педагога- психолога в ДОО.  Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке  и практике накоплен серьёзный потенциал, позволяющий повысить уровень развития психических  и физических показателей  развития при взаимодействии инструктора по физической культуре и педагога-психолога. Существенной стороной влияния физических упражнений на организм ребёнка является повышение эмоционального тонуса. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение,  приоритеты.

Совместная деятельность специалистов по физической культуре и педагога – психолога

в дошкольной образовательной среде».

         Достижение положительных результатов в развитии личности здорового ребёнка может быть лишь в том случае, если за время его пребывания в дошкольной организации осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию через педагогическое взаимодействие  педагогов  и  специалистов. В данной статье рассмотрим взаимодействие  инструктора по физической культуре и  педагога- психолога.

           Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке накоплен серьёзный потенциал, позволяющий повысить уровень развития психических показателей при взаимодействии педагога-психолога и руководителя физической культуры. Работа психолога включает анализ и психологизацию педагогического процесса, организацию взаимодействия взрослых и детей, а также индивидуальную работу с детьми. Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движения в процессе развития растущего организма.

          Существенной стороной влияния физических упражнений на организм ребёнка является повышение эмоционального тонуса. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Во время двигательной деятельности у ребёнка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Инструктору по физической культуре необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребёнка, то есть совмещать физическое и психическое развитие. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

               Комплексное психолого-педагогическое  воздействие на детей дошкольного возраста во время  физкультурных занятий и в самостоятельной двигательной деятельности строится на основе ряда принципов.  Наряду с общепринятыми принципами: систематичности и последовательности, дифференцированного и индивидуального подходов, доступности,  первостепенное значение имеют онтогенетический и деятельностный принципы.            

  • Онтогенетический принцип предполагает учет возрастных психофизиологических особенностей детей, характера имеющегося нарушения. Направляет коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности.      
  • Деятельностный принцип подразумевает проведение работы с ребенком в совместной с ним деятельности через взаимодействие и сотрудничество.

     Двигательные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.

     Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при переутомлении.

     Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования  у детей различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания.

      В работе в условиях дошкольной образовательной организации детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основными направлениями психофизического развития дошкольников. В этом возрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и других равнонаправленных характеристик восприятия ребенком мира.

       Смыслом совместной деятельности в образовательной  деятельности является сотрудничество  со всеми специалистами дошкольной организации.

      При современном состоянии образовательного пространства ДОО проявляется особенность: каждый педагог выполняет  задачи по единому годовому плану, и это делает более согласованной общую деятельность специалистов.

   Известно, что психическое  и физическое  начало в человеке очень взаимосвязаны.

 Развитие движений ребёнка опосредованно оказывает влияние на развитие его психических процессов.

    Достижение положительных результатов в развитии личности здорового ребёнка может быть лишь в том случае, если за время его пребывания в дошкольном учреждении осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию через

психолого -педагогическое взаимодействие узких специалистов.

      В работе инструктора по физкультуре и педагога-психолога можно найти много точек соприкосновения по реализации задач и использованию методов и приемов:

 развитие произвольности поведения, умение принимать роль проигравшего во время соревновательной деятельности детей, переключение внимания на совместную деятельность, где нет проигравших и победителей, эмоциональное развитие ребенка, а также  доступные методы релаксации, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, психомоторная коррекция, и др.,   интеграционное взаимодействие.  Взаимодействие  в деятельности  инструктора по физкультуре и педагога-психолога рассматривается,  как эффективное условие психического и физического развития дошкольника в рамках интеграции образовательных областей.  

     То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги - психологи, но и воспитатели,   инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая  индивидуальные психологические особенности и проблемы каждого ребенка.

     Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с тревожностью и другими эмоциональными  особенностями.    Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

     Поэтому в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаются игры и упражнения, направленные на снятие психо - эмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

   

        Таким образом, рассматривая значение,  приоритеты  при организации    совместной деятельности специалистов по физической культуре и педагога – психолога в дошкольной образовательной среде,  необходимо создать определенную модель взаимодействия.  Данная модель должна быть направлена на «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни».  

Литература.

Дубровина И. В. «Психологическое здоровье детей и подростков» - М. ,  Академия, 2000

Лагутин А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры,  1994. - № 7.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога в инновации образовательной среды ДОУ

ГАОУ ДПО Институт развития образованияРеспублики Башкортостан Межрегиональный Интернет –педсовет«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы об...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога в социально-педагогической работе с гиперактивными детьми

Данная статья предлагает  эффективные методы коррекции, которые  достигаются при оптимальном взаимодействии педагога-психолога и инструктора по физической культуре....

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности инструктора по физической культуре и педагога-психолога «Путешествие в Африку» для детей и родителей подготовительной к школе группы

Помочь родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с ребёнком двигательной деятельности и понять полезность "гимнастики вдвоём"; развивать у детей и совершенствовать у родителей пс...

«Микровзаимодействие инструктора по физической культуре с педагогом-психологом в процессе реализации ФГОС ДО».

Процесс взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогом-психологом в ДОУ . Осветить вопрос на что нацелено их взаимодействие....

Участие в РМО педагогов-психологов "Психологическая безопасность образовательной среды ДОО"

Представляла пособия и игры для создания психологического комфорта у дошкольников в условиях ДОУ"Изготовила папку-передвижку «СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ  И БЕЗОПАСНОЙ ОБРА...