Тест: "К школе готов!"
статья (подготовительная группа)

Рогозникова Наталья Александровна

консультация для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_shkole_gotov.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей

Статья на тему: «К школе готов?»

      Обычно, когда  говорят о готовности ребенка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.

      Специалисты Психологического института Российской Академии образования разработали специальные тесты, с помощью которых родители могут самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе

  1. Желание учиться

       Сочините ребенку небольшую сказку о зверушках, в которых каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

       Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, узнавать новое, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

       Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

        Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким.

        Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».

        А теперь спросите своего ребенка: «Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?»  Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребенок психологически готов получать знания за школьной партой.

  1. Развитие речи

            Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите ребенка пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма или комикса из детского журнала.

       Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ – чтение книг вслух. Читайте ребенку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошел его день, что интересное он видел.        

  1. Фонематический слух

     Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

      Загадайте ребенку загадку: «Что случится, если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? А если слог «ЛЮ»?

       Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями. В противном случае у него могут возникать проблемы при обучении родному языку (в частности,  с орфографией).

  1. Словесно-логическое  мышление

        Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…», «У Антона сегодня отличное настроение, потому что…»

               В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, юбка, мальчик.

               Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых - пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето - …(зима)», «часы – время, градусник - …(температура)», «глаз – зрение, ухо - …(слух)».

             Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребенок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно - логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности, при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при строении выводов) и операций со словами. Сборники упражнений по развитию этого вида мышления можно найти в книжном магазине.

  1. Уровень самоконтроля

          Сыграйте с ребенком в игру «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.

       Если ребенок отвечает без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учебы. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Тренировка способности к самоконтролю происходит естественней и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр по правилам». Например, предложите ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, а ты их будешь за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого , встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши».

        Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василек, книга и т.д. Варианты: нельзя повторят названия животных, имена девочек и т.п.

         Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например: нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать двумя хлопками.

  1. Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)

       Попросите ребенка вырезать фигурки для аппликации (лучшей геометрической формы) и наклеить на лист бумаги.

       На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.

       Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дела в том, что в головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

Данные теста носят рекомендательный характер. В любом случае решение остается за вами. Но если у вашего ребенка не развиты вышеперечисленные навыки, то к школе он пока не готов. Учиться ему сейчас  будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже. Кроме того, есть риск, что, столкнувшись с трудностями, ребенок может вообще утратить интерес к учебе. Особенно это касается мальчишек. Ведь по всем психофизиологическим законам они созревают гораздо позже, чем девочки, и хуже адаптируются в условиях дисциплинарной школьной среды. Поэтому, если есть возможность, запишите ребенка в группу развивающего обучения или подготовки к школе, чтобы на бедующий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации и тесты для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе"

Данный материал поможет родителям не только проверить знания своего ребенка, но и послужит ориентиром при подготовке ребенка к школьному обучению.  Обучение первоклассника в школе...

Тест для родителей"Готов ли Ваш ребёнок к школе"

Данный материал предназначен родителям будущих первоклассников. С помощью теста родители смогут самостоятельно определить готовность их ребёнка к обучению в школе....

тест 1.1. "Готов ли я к школе?" (по материалам изданий "Ломоносовская школа")

Уважаемые родители!Сидя на карантине, вы можете сделать так называемый срез знаний вашего ребёнка.Для этого я предлагаю ребёнку выполнить некоторые задания, которые я успешно использую в своей практик...

Тест 1.3."Готов ли я к школе?" - БУКВЫ (по материалам "Ломоносовская школа")

Уважаемые родители! А может ли ващ ребёнок определять, с какого звука начинается слово?И помнит ли он букву, которая этот звук обозначает?...

тест 1.4. "Готов ли ты к школе?" (по материалам "Ломоносовская школа")

Уважаемые родители!Продолжаем подготовку к школьному обучению!...