Причины задержки развития речи
консультация на тему

1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.
2. Невостребованность речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Причины задержки развития речи
1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.
2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.
3. Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.
4. Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.
7. Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.
8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Кстати, в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость!

Что же должно насторожить родителей в развитии речи малыша?
1. Примерно к 3 месяцам ребенок должен активно "гулить", а в 6-7 месяцев у него появляется лепет,   с 8 месяцев у ребенка появляются лепетные слова, он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.
2. Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.
3. Если у малыша к 1,5 годам трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.
4. Если в 1,5 года ребенок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где киска?).
5. Если в 1.5-2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).
6. Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть и т.д.)
7. Если в 3-4 года ребенок не может произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).
8. Если к 4 годам большинство звуков произносится неправильно.
9. Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот, говорит очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
10. Если в 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т.д. и не строит собственную речь, предложения. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьезный повод обратиться к специалисту.
11. Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, разрешатся сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатологу, психологу, дефектологу, логопеду, лор-врачу, а иногда и психиатру). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки.

Активно играйте с ним в пальчиковые игры, проводите ежедневно артикуляционную гимнастику, развивайте мелкую моторику, разговаривайте с ребенком не с высоты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки. Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки?  - Вот! Как сказала собачка? - Гав-гав! Как зовут куклу? - Ляля!). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.

Мотивируйте! Не останавливайтесь! Не отчаивайтесь! А главное, не запускайте ситуацию, ведь потом может быть поздно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка развития речи у детей

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится...

Задержка развития речи у детей

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится...

Причины нарушений развития речи у детей.

Причины нарушений развития речи у детей.Внутренние.1. Неблагоприятные факторы во время внутриутробного этапа развития или во время родов.2. Травмы черепа, сопровождающиеся поражением головного мозга.3...

Почему ребенок не говорит? 12 причин задерживающих развитие речи

Почему ребенок не говорит?12 причин задерживающих развитие речи...

Причины задержки развития речи

1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, ...

Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.

Речь. Краткое описание этапов развития речи, строение речевого аппарата, причины нарушений развития речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ  учителя-логопеда для воспитателей младших групп   на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников»....