Главные вкладки

    Мастер- класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»
    консультация (старшая группа) на тему

    Гребенко Людмила Михайловна


               Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

    Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: - требования начальной школы стали выше, и многие родители  заинтересованы в обучении детей чтению; - появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; - не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

    Важно, чтобы ребенок:

    - не пропускал буквы, не путал их при написании;

    - умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

      - под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

      • определение количества звуков в слове;

      • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

      • определение места звука в слове.

      Детям необходимо знать, что:

      Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух,  выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - {йа}, Ю – {йу}, Е – {йэ}, Ё – {йо}.

      Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

      Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

      Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

      Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

      Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

      Согласные  звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия  голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).                                                              Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р.                                                                                                                                                                                    Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

      Игровые задания.

      1. Игра «Хлопни, если услышишь звук».   Задача: развивать слуховое внимание,  фонематический слух.

      Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

      1. Игра «Светофорчик».   Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.   Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

      2. Игра «Покажи картинку на определенный звук».   Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

      3. Игра «Звуковой поезд».   Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

      4. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

      Как проводится звуковой анализ слова?

      1). Совместная деятельность педагога с родителями.

      Выложить схему слова КОТ.

      - Сколько  звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

      - Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])

      - Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

      - Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])

      - Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

      - Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])

      - Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

      Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

      На что похожа буква?

      В ряду букв обвести в круг заданную букву.

      Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

      Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

        Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя. Большое спасибо за внимание!

       

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

      Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Обучение звуковому анализу с...

      Мастер класс для родителей «Как обучаю детей звуковому анализу слов»

      Исходя из педагогической практики заметно. что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы ре...

      Консультация для родителей «Как обучать детей звуковому анализу слов»

      Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами....

      Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

      Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами....

      Консультация для родителей. «Как обучают детей звуковому анализу слов».

             Консультация для родителей.«Как обучают детей звуковому анализу слов».Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом...

      Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

      Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»...