Избранные или замеченные?
статья (средняя группа) на тему

Рыкова Наталья Анатольевна

Неодарённых детей не бывает,все воспитанники одарённые! Забота об одарённости дошкольников связана не с отбором, даже не столько с развитием - сколько с бережным и чутким сохранением той талантливой самобытности, что в основе своей скрыта в каждом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izbrannye_ili_zamechennye.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗБРАННЫЕ ИЛИ ЗАМЕЧЕННЫЕ?

Неодарённых детей не бывает, все воспитанники – одарённые! Но в условиях неправильного воспитания одарённость может вообще не раскрыться или утратиться. Забота об одарённости дошкольников связана не с отбором, даже не столько с развитием – сколько с бережным и чутким сохранением той талантливой самобытности, что в основе своей скрыта в каждом. А это всегда по силам грамотно устроенному детскому саду.

Некоторые типичные признаки, служащие приметой одарённости ребёнка (по работам Н.С.Лейтеса, А.Н.Матюшкина, П.И.Пидкасистого, В.И.чудновского др.):

  • постоянно проявляющееся любопытство, большая сосредоточенность внимания, пытливость ума, поиск причин, объяснений, доводов; новое, потребность в разнообразной информации, разнообразие интересов и большая настойчивость в их реализации;
  • необычайно развитое восприятие, достигающее в некоторых случаях экстрасенсорного уровня; бытовая фантазия, воображение, изобретательность, проведение экспериментов (в разнообразных условиях, в том числе домашних);
  • быстрое и прочное запоминание, обдуманные и обширные знания, компетентность, несвойственная возрасту;
  • интенсивное языковое развитие; быстрое овладение интеллектуальными процессами формирования понятий, обобщения, классификации, категоризации, проявления продуктивного и творческого мышления; хорошее владение языком; обширный словарный запас, несвойственный данному возрасту;
  • изучение самых разнообразных книг (в том числе атласов, словарей, энциклопедий; собирательство (коллекционирование); готовность принимать участие в дополнительных формах, активизирующих интерес к предмету познания (конкурсы, кружки и т.п.);
  • умение самостоятельно играть и работать; большая работоспособность и стремление работать как можно больше; терпение, проявляемое в учении и в занятиях своими увлечениями; пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания и имеющим сложные правила;
  • чувство юмора, повышенный интерес к юмористическим рисункам;
  • развитое чувство справедливости; повышенное чувство ответственности и аккуратное выполнение взятых на себя обязательств.

При этом нужно отметить, что развитие нравственно – эмоциональной сферы и умственное развитие ребёнка   взаимозависимы.

Важно обратить внимание на важную особенность: наличие в психическом облике одарённого ребёнка недостатков – это «продолжение» достоинств. С одной стороны, у него ярко проявляется потребность в эмоциональном комфорте, поддержке и внимании, в доверительном общении со сверстниками и взрослыми, повышенная восприимчивость, чувствительность, но с другой – они же причина большой уязвимости ребёнка, его болезненной, нередко неадекватной реакции на отношения окружающих, стремление к завышенным результатам деятельности, увеличивающие вероятность неудач. Обилие интересов, но в то же время опасность возникновения привычки разбрасываться за счёт глубины и целенаправленности. Выдающиеся успехи в учении – и в то же время вероятность возникновения завышенной самооценки, эгоистического самоутверждения, высокомерия по отношению к сверстникам и конфликтов с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Избранное

Интересные моменты....