консультация для родителей "Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Мартьянова Нина Александровна

Данная консультация для родителей, желающих учавствовать в воспитании  ребенка не только в домашних условиях, но и в сообществе с социомумом, развивать толерантную личность, прививая культуру своего народа и рядом живущих национальностей: татар, чувашей, мордвы и русских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_etnososializtsiya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада

в познании  и приобщении  детей к культуре народов Среднего Поволжья».

 «… Необходимо  возрождать традиции  народа,

  широко внедрять их в общество и  семью»

В. А. Сухомлинский

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду  должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности воспитанника.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного нравственно – эстетического  развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воспитание состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации участия родителями в жизнедеятельности детского сада и  содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает положительные результаты. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

В нашем детском саду  решаются задачи по приобщению детей к культурному наследию  Среднего Поволжья: татарского, чувашского, мордовского  и  русского  народов нашей многонациональной России.  Для решения этих вопросов  проводились с детьми знакомства с этнической культурой , включением мульти культурного  материала во все виды детской деятельности, и, безусловно, взаимодействие с родителями в процессе сотрудничества и сотворчества в  реализации всех задач.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.

С помощью анкетирования были получены следующие результаты:

  • 25 % родителей не придают значения своей национальной принадлежности  
  • 71 % родителей  знают и уважают свои национальные корни
  • 4 % соблюдают все традиции и обычаи своей национальности.

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле, направленное  на формирование этнокультурной  социализации ребенка в обществе и взаимодействия работы с родителями и педагогами детского сада.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах  толерантного  развития ребенка, стало вовлечение родителей в организации  народных праздников в нашем детском саду. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа,  к культуре в целом,  являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Развлечения и  праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем. Для  разработки  сценариев тематических праздников, развлечений  были привлечены и заинтересованные родители, бабушки и дедушки, которые знают традиции своего народа: в тесном содружестве педагогов детского сада и родителей были разработаны сценарии и проведены квест – путешествия по деревням г.о. Тольятти. Дети и взрослые были в гостях в  татарской  деревне Бритовка, мордовском  поселении  Шантала, русском  селе  Васильевка, чувашской  деревне Выселки. На «каждом дворе» всех  гогстей  встречали «хозяева» - родители в национальных костюмах, с песнями, играми, стихами.  Дети водили хороводы, играли и получали положительные эмоции от увиденного и услышанного.

Всем запомнилось народное гулянье в нашем саду «Масленица», где роль Масленичного Генерала сыграл папа Арсения. К родителям мы обратились с просьбой сшить девочкам  сарафаны, а мальчикам – рубахи, которые можно было надеть на куртки. Так все дети были наряженными, мамы и бабушки пришли в шалях, кокошниках, а дедушка Алисы  принес баян.  Праздник закончился блинами и чаепитием, и всеобщим удовольствием.

. Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников, родителей  к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях.

Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «Капустные посиделки» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье, с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В подготовке к этому развлечению была отведена большая роль в домашнем задании: дети и родители «получили» задание – узнать и выучить поговорки и пословицы на родном языке: чувашском, татарском, мордовском и русском.  Конечно, это невозможно было сделать без знания своего родного языка.  Задание было трудное, но и интересное, некоторые родители признавались, что не так часто говорят на родном языке, но многие хорошо знают свой родной язык, и на празднике мы услышали веселые стихи, частушки и песни о капусте на разных языках народов Среднего Поволжья. Этот фольклорный праздник мы провели в форме лаунж – кафе (тематическое кафе),  В  своеобразной форме  проведения праздников гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения. А участие родителей во всех играх, песнях, танцах только еще больше усиливает восприятие действия у всех вместе: детей и родителей.

Придавая в воспитательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, следует подходить к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.

Литература

1.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.

  2. Былеева Л. Русские народные игры – М., 1998.

   3. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984.

6. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А.В. Конеман, Т.Т. Осокина. – М., 1995.

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под. ред. Т. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.

8. Детский праздник / Сост. А. Савина. – СПб., 1997.

9. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000..

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.

12. Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. «Дети земли Поволжской» - культура народов Среднего Поволжья в этносоциализации детей дошкольного возраста – Тольятти, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в деятельность детского сада через детско-родительский клуб»

Ограничиваться только пропаган­дой педагогических знаний, которые родители погло­щают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в ка­честве одной из основных форм работы с семьями на­ших воспитанников ...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учите...

Отчет- презентация по мастер-классам с воспитателями " Внедрение технологии ТРИЗ в жизнедеятельность детского сада "

Отчет по мастер –классу на тему «Технология ТРИЗ в детском саду»за 2018-2019гМДОУ детский сад №7  «Солнышко»п.Свердловский.Лосино-Петровский городской округ,Мо...

Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ  На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе» Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации...