Музыка в жизни ребёнка. Создание благоприятной музыкальной атмосферы.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Павлова Елена Валентиновна

  С колыбельной песни матери музыка повседневно окружает человека.  Входя в каждую семью, она способствует формированию всесторонне развитой личности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  В далёком прошлом люди, может быть, были в чём-то счастливее нас, но в одном нам точно повезло больше: у нас есть музыка. Современное техническое оснащение для воспроизведения музыки не даёт нам с ней расставаться, практически, никогда. Мелодии самых разных жанров и стилей сопровождают всю нашу жизнь, превращаясь в постоянного спутника, в компании которого мы мечтаем, взрослеем, влюбляемся, разочаровываемся, меняемся…Каждая новая полоса в наше жизни имеет своё звучание. Для одних это Битлз, для других – Шопен, а кто-то предпочитает шансон. От чего же зависит выбор? От типа личности? Но ведь этот самый тип личности тоже откуда-то берётся… Может быть, разгадка в том, какую музыку мы слушали в те времена, когда ещё не имели музыкальных пристрастий и даже не умели сами включить магнитофон, то есть в далёком детстве?

  Музыка, которая окружает родившегося малыша, становится частью его мира. Он ещё не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает и впитывает. Музыка, растворённая в пространстве, как вливающийся в комнату малышки солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Странно, что уделяя много внимания оформлению интерьера, уровню освещения в детской комнате, игрушкам, часто упускается из виду музыка. Психологи заметили, что разные мелодии по-разному действуют на настроение ребёнка. А если музыка превращается в постоянный фон, то по-разному влияет на формирование личности. Как утверждают специалисты, после детских песенок и колыбельных наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка. В отличие от современных ритмичных мелодий у классических есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонаций и множество богатых оттенков. Всё это, несомненно, помогает маленькому человеку стать подлинно культурным.

  Между тем, современную музыку, как хорошую, так и плохую, слушать проще т. к. она обладает своими плюсами: чёткий ритм и динамика. Привыкнуть к ней очень просто. А вот полюбить и начать слушать классику – часто приходиться этому учиться. И в этом ребёнку стоит немного помочь. Сначала важно определиться, какую музыку лучше слушать в начале жизни. Для этого есть свои правила. Например, детям младше 3-х лет лучше не слушать грустные и тревожные мелодии, даже если они и красивые. Возможно, когда они вырастут, то будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны обычно тяготеют к выбору светлых и оптимистичных интонаций. Такая музыку, по мнению психологов, создаёт у детей позитивный настрой и помогает ощущать жизнь уютной и радостной.

  Самый подходящий композитор для малышей Вольфганг Амадей Моцарт. Многие исследования показывают, что его музыка гармоничная, светлая и простая для понимания, поэтому она оказывает сильное положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта. Конечно, только «солнечным композитором» считать  Моцарта было бы ошибкой. В его творчестве есть и много трагических произведений. Детям же больше всего нравятся его «Маленькая ночная серенада», арии из оперы «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро»…

  Ещё один композитор, чья музыка понравится детям – Пётр Ильич Чайковский. И вполне возможно, что фрагменты из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» понравятся им даже больше, чем пьесы из «Детского альбома» или «Времён года». Эти произведения имеют огромное достоинство для начинающего меломана – они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему представить себе картины природы и окунуться в мир сезонных развлечений («Времена года»), или совершить маленькие путешествия по странам мира («Детский альбом»), или же просто потанцевать.

  Замечательные мелодии можно найти и у И.-С. Баха, который создал не только трагические вещи, но и прелестную «Шутку»(из Сюиты №2), и божественную Арию (Air из Сюиты №3). Также можно дать малышам послушать увертюры Россини, вальсы Штрауса, пьесы Бетховена…В общем, можно найти готовые диски с программами, специально составленными для детей по возрастам. Но родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критерии подбора: звучание «живых» (не электронных) инструментов, красивая мелодия, светлый настрой и реакция ребёнка.

  Выбор музыки – это только полдела. В начале жизни ребёнка музыка остаётся только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые уже не помнят особенностей детского восприятия, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат, они не реагируют на неё, занимаясь своими делами. Но даже такое пассивное слушание откладывается в его подсознании. Ребёнку можно помочь «услышать» музыку, чтобы её восприятие было осмысленным и доставляло удовольствие. Это сделать довольно просто: предложить малышу потанцевать, помаршировать под ритмичную музыку вместе или с игрушкой. Можно посмотреть как танцует мама. Есть другой способ услышать музыку: игра «На что это похоже?». Здесь ребёнок пробует угадать, что он слышит в музыке: пение птиц, шум дождя, походку животных…Для этакой игры подходят программные музыкальные произведения Чайковского и Вивальди «Времена года». Пьесы, которые не имеют явного сюжета, хороши тем, что ребёнок со временем сам сможет придумать к ним любую историю и даже нарисовать к ней картинку.

  Время, проведённое с музыкой – шаг к гармонии, духовному богатству. В тонком и ёмком выражении эмоций, не переводимом на язык слов, музыка не знает себе равных среди видов искусства. Она обладает огромными возможностями эстетического и психологического воздействия. Музыкальные эмоции, образные представления вызывают ощущения тепла или холода, света или темноты, тяжести или лёгкости… В мифах разных народов встречается даже представление о музыке, как о великой силе, которая способна исцелять человека от болезней, влиять на природу и прочее

  С колыбельной песни матери музыка повседневно окружает человека, она звучит по радио, телевидению, на других современных звуконосителях.  Входя в каждую семью, она способствует формированию всесторонне развитой личности. По мере взросления и общего развития музыка побуждает в ребёнке всё более сложные чувства и мысли. И именно для того, чтобы влияние музыки не оказалось поверхностным, необходимо музыкальное воспитание, определённое осмысление получаемых впечатлений. Музыкальный мир ребёнка в большой степени зависит от того, как взрослые сами относятся к музыке, от домашней музыкальной атмосферы. Под влиянием звучащей в доме музыки, семейных суждений о них, формируются детские музыкальные склонности. И если подростки воспринимают музыку как просто какое-то шумовое оформление, значит была допущена ошибка в их воспитании, следствием которого станет полное равнодушие к глубокой, содержательной музыке (как классической, так и современной) и увлечение низкопробной и пошлой музыкой. Опасность таких увлечений нельзя недооценивать и считать второстепенными. Практика показывает, что такие вкусы в области искусства влияют и на другие стороны жизни человека. Поскольку музыкальный вкус связан с мыслительной деятельностью, то его уровень в значительной степени определяется общим развитием, человеческой культурой, нравственными убеждениями.

  Домашняя фонотека составляется в соответствии с культурными потребностями и интересами семьи, формирует духовную культуру и помогает содержательно проводить семейные досуги. Составляя фонотеку, надо стараться разнообразить собрание, это будет способствовать разностороннему использованию свободного времени (отдыхать, выполнять зарядку, устраивать танцы…) Очень важно значение детских записей. Дети разного возраста с интересом слушают музыкальные записи, инсценировки, сказки, выступления детских писателей и т.д.)

  Ваша любимая музыка даже может стать изысканным обрамлением дня. Выбранные красивые мелодии, например, могут служить приглашением к столу, дневными и вечерними колыбельными, фоном для занятий любимым делом – достаточно короткого музыкального фрагмента. Однако, нужно помнить, что очень важно не перенасытить ребёнка музыкой, не утомить его – она должна доставлять удовольствие, а не превращаться в надоедливый шум. Тогда ребёнок начинает постепенно привыкать к жизни под музыку, причём под хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодии. Мир малыша становится богаче, а чувства тоньше. Со временем, лет с трёх, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок. Многие дети к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе записи. Однажды, когда ребёнок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все свои дела, красиво нарядиться, зажечь свечи и послушать всей семьёй какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах… Самые «продвинутые» любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Но многим детям приятнее слушать музыку дома, потому что можно встать и потанцевать под любимую мелодию. Было бы очень хорошо, если б в доме иногда звучала «живая» музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, флейте, скрипке… Некоторые самые простые музыкальные инструменты может освоить и сам ребёнок: бубен, металлофон, дудочку. Это нужно сделать, несмотря на то, что самые простые инструменты, например, треугольник, не издают звуков музыки, а только производят их. Но эти звуки красивые и умение слышать их красоту – тоже признак настоящей культуры. Весь мир, вся наша жизнь полна волшебных звуков, нужно только их услышать!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной семейной атмосферы

Советы по созданию благоприятной атмосферы в семье....

Создание благоприятной семейной атмосферы

Советы как создать благоприятную семейную атмосферу......

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

По созданию благоприятной семейной атмосферыПомните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.Время ночного отдыха для каждого сугубо индивид...

по созданию благоприятной семейной атмосферы

Помогаем ребёнку с удовольствием ходить в детский сад...

Создание благоприятной семейной атмосферы

Зтот материал носит рекомендательный характер по  улучшению взаимоотношений в семье между детьми и родителями....

Памятки для родителей « Создание благоприятной семейной атмосферы»

 Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважитель...

Сборник памяток для родителей: "Возрастные особенности психического развития детей от двух до трёх лет","10 правил воспитания ребёнка", "Создание благоприятной семейной атмосферы".

Введение «Памятки для родителей….» в контекст общения родителей с воспитателями может стать значимым подспорьем в обогащении воспитательных умений родителей, объединении усилий для ...