Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
консультация (младшая группа) на тему

Маркина Ирина Владимировна

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений,важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желаниеиповторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общихиграх. Без считалочки не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: "Аты-баты, шли солдаты..." Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_folklora_v_razvitii_rebenka_-_doshkolnika.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание и повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалочки не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: "Аты-баты, шли солдаты..." Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие "небывальщины и несказальщины"

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание - движущая сила в развитии ребенка!

Предлагаем варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждениях и дома.

Использование фольклора в режимных моментах

Умывание

Из колодца принесла

Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

**********

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

 Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Не кусался зубок.

**********

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***********

Чистая водичка умоет

Саше личико,

Анечке - ладошки,

Пальчики - Антошке.

Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: "Где у нас личико? Где носик и ротик?" Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.

Расчесывание волос

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

**********

Уж я косу заплету,

Уж я косу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Во время еды

Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную,, пушистую, мягкую, душистую.

**********

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка за капусту, мышка-за корку,

А детки - за молоко.

Пейте, детки, молоко - будете здоровы!

**********

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Кто кашу не ест,

Молоко не пьет -

Забодает, забодает.

**********

Во время игр

Киска брысь, киска брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

**********

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,

Зубки белые!

**********

У Аленки в гостях

Два Цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане.

А корова - в юбке,

В теплом полушубке.

Выход на прогулку

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик подойдет-

Мы пойдем в сапожках.

**********

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

**********

1,2,3,4,5,

Собираемся гулять!

Во время прогулки

Божья коровка,

Черная головка,

 Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

**********

- Сосна, сосна, от чего красна?

- От того красна, что под солнцем росла!

**********

Воробей, воробей!

Не гоняй голубей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!

**********

- Жук, жук, где твой дом?

- Мой дом под кустом.

Ехали бояре -

Мой дом растоптали.

**********

Солнышко - ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще малых ребят!

**********

Ой, ты, радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка!

**********

Ой, ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Перед сном

Баю-баю-баиньки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

**********

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький лобок,

Приходи к нам ночевать,

Наших деточек качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

После сна

Петушок, петушок -

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шолкова бородушка, что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

**********

Рано солнышко встает,

На зарядку всех завет.

Если ребенок плачет

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки-

Для тебя потешки.

**********

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не реви,

Куплю тебе три!

Считалки

1,2,3,4,5,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы -

Ты пойди-ка поводи!

**********

Шла кукушка мимо леса -

За каким-то интересом,

Инти - инти - интерес,

Выходи на букву "С".

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он помогает решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника

Это материал о использовании  фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника...

Использование фольклора в развитии речи дошкольников

     Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...

Презентация на тему «Использование фольклора в развитии ребёнка-дошкольника»

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. Фольклор – как прояв...

Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»

Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»            Дошкольному возраст...