Главные вкладки

    Статья (младшая группа) на тему:
    Статья: “Адаптация родителей к тому, что ребенок идет в детский сад ”

    Людмила Терентьева

    Когда ребенок в возрасте до трех лет идет в детский сад, его эмоциональное состояние во многом зависит от настроя родителей. И то как родители поведут себя в отношении детского сада,  влияет на протекание периода адаптации. Эта статья о том как помочь родителям разобраться со своими переживаниями относительно поступления ребенка раннего возраста в детский сад.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья: “Адаптация родителей  к тому, что ребенок идет в детский сад ”

    Педагог- психолог: Терентьева

    Людмила Викторовна

    Сентябрь- это время перемен не только для детей, но и их родителей. Дети идут в школу, в детский сад и задача родителей- помочь и поддержать своего ребенка. Но в своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что родители переживают больше, чем сами дети. Тревожное состояние родителей, не проходит незаметно для детей. И вот в садик приходят ребенок и родители, которые всего бояться, а в результате адаптация ребенка затягивается, родители расстраиваются, ребенок- это чувствует и получается замкнутый круг.

    Особенно ранимые - это дети раннего возраста от 1,5 до 3-х лет. Этим детям еще тяжело оторваться от мамы, а маме тяжело отдать своего малыша.  Ведь до этого дня все исследования мира  ребенок совершал со значимым для него взрослым. А тут мама оставляет ребенка одного наедине с незнакомым, пугающим  миром. А ребенку знакома только одна защитная реакция - это плачь. И вот дети плачут, родители стоят за дверью, слушая, как надрывается их ребенок. Родители нервничают и это напряжение передается детям, так как у мамы с ребенком с этом возрасте еще очень тесная эмоциональная  связь.

    Что же делать в этой ситуации, как помочь не только детям, но и родителям пережить период адаптации и сделать пребывание ребенка в саду более комфортным?

     По адаптации детей есть много литературы, статей и т. д. И при этом тяжело найти информацию как помочь родителям в период адаптации детей.

       В СПб ГАУДО “Детский сад № 5 Московского района Санкт- Петербурга” был проведен семинар для родителей детей раннего возраста на тему: “Адаптация родителей детей раннего возраста к детскому саду”. В начале встречи я попросила родителей заполнить шкалу своих переживаний связанных с тем, что ребенок пошел в детский сад. (таб. 1)

    Таб. 1

    “Уровень моих переживаний связанных с тем, что мой ребенок пошел в детский сад в этом возрасте ”

                  1               2               3               4              5               6               7              8               9              10

    Оказалось, что у многих родителей высокие показатели тревожности по поводу того, что ребенок пошел в сад.

    Я рассказала, про особенности адаптации, поделилась своим опытом, когда мой ребенок пошел в детский сад. Затем мы совместно с родителями заполнили таб.2

    Таб. 2

    “+” посещения ребенком детского возраста дошкольного учреждения

    “-” посещения ребенком детского возраста дошкольного учреждения

    После того, как родители составили список “+” и “-”. Мы прошлись по основным “-”. Вот, что у нас получилось:

    Нельзя забывать, что психика каждого ребенка индивидуальна и много зависит от его личных особенностей. Но вкратце я попробую разобраться с минусами и рассказать про особенности.

    1.”-” Маленький возраст

    Здесь я расскажу об особенностях детей раннего возраста

    Ранее детство- это период с года до 3 лет. В этом возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей- формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

    Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, т.е. ребенок начинает использовать предмет по назначению, например ложкой едят, а молотком забивают.

    Активно развивается наглядно- действенное мышление, которое неразрывно связано с развитием уровня восприятия, которое заключается в выделении наиболее характерных  для данного предмета или ситуации качеств, составление на их основе устойчивых образов и соотнесении этих образцов со своим знанием об окружающем мире. (например: игрушка петух) Для развития этих качеств наибольшее внимание в данном возрасте уделяется развитию сенсорики. Вначале представления о форме и цвете, связаны у ребенка с конкретным предметом (например трава зеленая, мяч круглый), затем качество обобщается и отделяется от предмета.

    К концу раннего возраста у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. Что знаменует начало кризиса 3- х лет.

    И как раз детский сад дает возможность обогащать среду вокруг ребенка, организовать занятия в соответствии с его возрастными особенностями.

    Многие авторы рекомендуют отдавать детей в детский сад в районе 2-х лет до появления кризиса 3-х лет.

    2. “-” Ребенок плачет

    Плач естественная реакция ребенка раннего возраста на различные изменения. Когда ребенок рождается он плачет, когда отучается от груди ил соски тоже. Многие моменты в жизни ребенка сопровождает плач. Поэтому плач для ребенка в ситуации стресса способ выплеснуть свои отрицательные эмоции.

    3. “-” Дети часто болеют

    Иммунная система ребенка закаляется и при переходе на полный день ребенок болеет реже и мама может выйти на работу.

    4. “-” Дети дерутся, отнимают игрушки

    Дети учатся взаимодействовать, делиться, привыкают к тому, что ресурсы ограничены и их надо ждать.

      5. “-”  “горшок” и ”еда”

    Глядя на других детей проще процесс приучения. Самое главное в этом вопросе совместное действие педагогов и родителей.

    6. “-” Ребенок не хочет идти в детский сад

    Эмоции детей еще не стабильны, память кратковременна и ребенка легче переключить.  Эмоции ребенка и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации.

    7. “-” Длительность адаптации

    Основной залог успешной адаптации- это постоянство. Если вы будите ходить постоянно (не считая случаев, когда ребенок болеет), то  ребенок привыкнет гораздо быстрее. А если ребенок заплакал и вы не пошли, он быстро поймет эту схему даже в 1,5 года.

    8. “-” Ребенка могут обидеть

    Все зависит от вашего отношения к детскому саду. Если вы будите спрашивать “Кто тебя обидел? Что было плохого? Что случилось” ребенок поймет, раз мама спрашивает, то что-то может произойти. Очень важно изменить свое отношение и задавать вопросы типа: “Что было интересного? Что понравилось? Что делал ты, а что другой ребенок? ” Тогда ребенок даже если в силу возраста не сможет вам ответить, но его реакция станет другой. “А я видела Петя с тобой поздоровался, я думаю вы подружитесь, попробуйте завтра поиграть вместе” и т. д.

    Мы разобрали с вами основные трудности, поэтому давайте выдохнем, оставим здесь все тревоги и переживания и откроем ребенку двери в увлекательный мир самостоятельности.

    Отпустите вашего ребенка он уже готов!

    После проведенного семинара я попросила родителей повторно заполнить шкалу переживаний (таб. 1). После того как родители получили информацию, по основным тревожащим их темам, уровень их переживаний снизился.

    Родители получили информацию и их напряжение спало. Это обязательно отразится на детях. Ведь когда спокойны родители- спокойны и дети.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ребенок идет в детский сад»

    Выступление на всеобуче для родителей детей раннего возраста на тему: «Ребенок идет в детский сад»...

    "Ребенок идет в детский сад"Консультация для родителей

    Если малыш прямо заявляет «Я не пойду в садик!» Задача родителей – не потакать минутному капризу, а найти объективную причину и устранить ее....

    Ребенок идет в детский сад

    Цели:1. Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 2-3 лет.2. Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сада.3. Помочь родителям облегчить ребенку...

    Статья на тему: "Ваш ребенок идет в детский сад"

    Статья предназначена для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста. В ней рассказывается о необходимых условиях для эмоционального благополучия детей....

    Памятка "Ребенок идет в детский сад. Как легче пройти адаптацию"

    Буклет для родителей (законных представителей) ребёнка, посещающих детский сад впервые....