Консультация
консультация (младшая группа) на тему

Пирогова Татьяна Александровна

Консультация для родителей «Проворные пальчики - бойкая речь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons6.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Проворные пальчики - бойкая речь»

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть наибольшей эффективности.

Тренировку пальцев рук ребенка нужно начинать как можно раньше. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Далее следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами.

С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры насильно.

На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.

Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).

Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Для того чтобы понять принцип проведения «Игр с пальчиками» предлагаю Вам поиграть:

Жил-был зайчик

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Лапки на опушке.

Отморозил носик

Отморозил хвостик.

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо –

Волка нет. И дают морковку на обед.

Всем вам известны такие потешки, как «Сорока белобока», «Ладушки», «Этот пальчик Бабушка.», однако существует множество и других интересных текстов стихотворений, потешек, которые могут стать основой для пальчиковой гимнастики.

Пальчиковые игры - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах.

В 3 года.

Малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

В 4 года.

Дошкольники могут играть в пальчиковые игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

 «Осень»

Осень, осень (трем ладошки друг о друга)

Приходи (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (ладони положить на колени)

Солнце нас уже не греет (покачать головой)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (сделать «птицу» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по

другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник (указательным пальцем одной руки

Клюква, черника, брусника, пересчитывают, сгибая, пальцы на другой

Малина, клубника, шиповник, руке)

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец. (поднимают плечи, удивляются)

Что это значит?

Я – молодец (большой палец вытягивают вперёд)

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять (пальчики сжаты в кулачок, разгибаем каждый

пальчик)

Мы идём грибы искать («шагаем» по столу средним и указательным

пальцем»)

Этот пальчик в лес пошёл (загибаем пальчики начиная с мизинца)

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

«Овощи. Огород.»

Чищу овощи для щей (вертикальные движения руками, словно

отряхиваем от земли)

Сколько нужно овощей (пожимают плечами)

Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)

Две морковки, (загибаем еще два пальца)

Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)

Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)

Да капустный кочешок (загибаем палец)

Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)

От тебя в кастрюле густо!

Раз! (выставляем большие пальцы рук)

Два! (указательные - другие в кулаке)

Три! (выставляем средние пальцы рук)

Огонь зажжен, (хлопаем)

Кочерыжка, кочерыжка (показать большой палец)

Выйди вон (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

«Фрукты. Сад.»

Палец толстый и большой (поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает. (поочередно разгибают пальчики из

кулачка, начиная с большого)

«Деревья»

Вот деревья:(показывает ладони обеих рук с

разжатыми пальцами)

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, (загибают пальцы на обеих руках)

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас. (хлопают в ладоши)

«Человек. Части тела.»

Головами покиваем (выполняем подражательные

Носиками помотаем, движения в соответствии с текстом)

А зубами постучим

И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём (наклонившись вниз,

И немножко отдохнём. качаем расслабленными руками)

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём (подпрыгиваем на месте в ритме текста)

И сначала всё начнём.

Головами покиваем,

Плечиками мы покрутим (далее темп ускоряется)

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)

Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого,

Юбку, кофточку, платочки. на обеих руках)

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. (кулачки имитируют стирку)

Мы все хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, умными. Для общего развития ребёнка важно развитие мелкой моторики рук, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Движения рук, в особенности пальцев, стимулирует кору головного мозга, оказывает большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируют ее. Следовательно, для того чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.

Полезно играть с детьми в пальчиковые игры, игры для развития моторики:

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец, бус на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- игры со счетными палочками;

-игры с прищепками и скрепками;

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важны для умственного и психического развития.

Вы спросите, как развивать эту мелкую моторику у ребёнка в современных условиях?

На яркий поднос (коробку из-под конфет, тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок и т. п. А сейчас нарисуйте что-нибудь сами. Расскажите нам о том, что нарисовали, при этом можете придумать маленькую историю. Пожалуйста, сопровождайте все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи.

Упражнения с карандашами

Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая:

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Игра «Бусы»

Возьмите примерно 200 граммов макарон с большим отверстием. Можно взять цветные макароны, с разными фигурками. Еще вам понадобится веревочка такой толщины, чтобы макароны легко на нее нанизывались.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на веревочку. Девочка может делать бусы и браслеты для своей куклы, мальчик — для мамы или сестрички. Не забудьте надеть бусы, после того как ребенок их подарит.

Можно раскрасить бусы краской.

Объясните ребенку, что бусы нужно собирать обеими руками.

Игра «Я Золушка»

Слова взрослого: Что сделала злая мачеха, что бы Золушка не поехала на бал? Правильно, она задала ей много работы по дому. Помыть пол, перемыть всю посуду и перебрать крупу. Для этого она смешала несколько видов крупы в одной большой чашке. Золушка быстро справилась с уборкой, но вот крупы! Да, с ними сложнее. Что сделала Золушка? Она пригласила на помощь своих друзей. Прибежали маленькие зверюшки и прилетели красивые птицы. Они помогли Золушке. Давай и мы немного ей поможем!

Поставьте перед ребенком две миски: одну — пустую, а во второй смешайте крупу и фасоль. Пусть малыш выбирает из нее только фасоль и кладет в другую миску. Сначала правой рукой, потом левой. Делается это не только для развития мелкой моторики, но и для того, чтобы равномерно задействовать работу левого и правого полушария мозга ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....