Проект: "КРАХМАЛ"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Одобецкая Лариса Анатольевна

Актуальность проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том что доступно для наблюдения и изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_odobetskoy_l.a._-_p.docx601.21 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Цель: познакомить детей со свойствами картофельного крахмала, получением крахмала в домашних условиях, и возможности его использования в различных сферах.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения. Исследуем  крахмалосодержащие продукты питания, изучаем  его применение в разных отраслях.

Практическая значимость 

Приобретение знаний, о том в каких продуктах содержится крахмал, и в каком количестве.

Из какого продукта в случае необходимости можно получить крахмал наиболее экономически выгодным способом.

Получение навыков практического характера в процессе производства крахмала из картофеля (под руководством взрослого).

Углубление знаний о  применении крахмала в различных сферах жизнедеятельности человека.

Демонстрация возможностей использования крахмала в пищевой промышленности, изготовление игрушек.

Объект исследования: продукты питания.

Предмет исследования: крахмал.

Гипотеза: можно ли получить картофельный крахмал в домашних условиях и приготовить кисель?

Методы:

  • частично - поисковый;
  • исследовательский.

Приемы: 

  • беседы познавательно-эвристического характера;
  • эксперименты и опыты.

Полученный проектный продукт: крахмал,  кисель, неньютоновская жидкость.

Вывод: таким образом, мы выяснили что:

  •  наличие крахмала в продуктах можно определить путем несложного опыта.
  •  картофельный крахмал без особого труда можно получить в домашних условиях и приготовить вкусный кисель, как дома, так в условиях дошкольного учреждения.
  •  крахмал применяется в разных отраслях, а также его можно использовать  и в детских творческих экспериментах.

Познание начинается с удивления.

Аристотель.

Основная часть

Мы решили доказать, что  картофельный крахмал можно получить в домашних условиях, сварить  замечательный кисель, и найти применение  крахмала в детской деятельности.

Однажды, мне захотелось меда, я отправился в кухню, рядом с медом стояла баночка с непонятным порошком белого цвета. Уточнив у мамы, что это, я узнал - это крахмал. Я заинтересовался. Что же такое крахмал? «Крахмал безвкусный порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде набухает, образуя клейстер». А так же мы узнали, что крахмал широко распространен в природе.

I этап: далее мы перешли к опытам.

Опытным путём с помощью спиртового раствора йода  мы проверили наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания. Для этого необходимо нанести несколько капель на кусочек исследуемого объекта, чем больше в проверяемом объекте крахмала, тем темнее станет пятно.  

Предметом нашего исследования стали овощи и фрукты. Мы проверили яблоко, банан, апельсин.  Йодное пятно было не  очень темным.

Потом мы опытным путем проверили перец, картофель, кукурузную крупу, рис. Йодное пятно более темным на картофеле, кукурузной крупе и рисе.

Вывод: мы выявили, что в клубнях картофеля, кукурузной крупе и рисе йодное пятно сильно изменило цвет, а это значит, что в этих продуктах  содержится большее количество крахмала. И решили, что использование картофеля будет менее затратным для дальнейших  испытаний по производству крахмала.

Возникла проблема. Можно ли в домашних условиях приготовить картофельный крахмал. Мы решили разобраться в этом.

И можно ли его получить в домашних условиях, узнать о сфере применения крахмала.

II этап: для этого мы взяли несколько картофелин. Картофель тщательно промыли и почистили. Очищенный картофель натерли на мелкой терке.

Залили небольшим количеством воды, размешали и процедили через мелкое ситечко.

Промытую картофельную массу оставили на 2-3 часа, чтобы она отстоялась. После чего слили воду, а на дне остался нужный нам крахмал. (Если крахмал серый, его можно залить еще раз чистой водой и снова дать отстояться). Затем готовый крахмал достали со дна тарелки и выложили на чистый лист бумаги, чтобы он подсох. Периодически крахмал помешивали, чтобы быстрее высох.

В результате экспериментов мы получили картофельный крахмал.

Вывод: картофельный крахмал можно получить в домашних условиях.

III этап.  Встал следующий вопрос: крахмал получен, а где же  он применяется.

Рассмотрев более детально вопрос о том, для чего нужен крахмал и как его используют, мы выяснили: этот продукт применяют в медицине, в пищевой промышленности, а так же можно сварить из него вкусный кисель, как в домашних условиях, так и в условиях детского  сада.

Для приготовления киселя в условиях детского сада мы взяли миксер. Выжали сок двух апельсинов. Добавили 2 столовые ложки крахмала, столько же сахара.

C:\Users\Администратор\Desktop\прокт крахмал\фото\WP_20160226_10_35_26_Pro.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\прокт крахмал\фото\WP_20160226_10_37_34_Pro.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\прокт крахмал\фото\WP_20160226_10_39_01_Pro.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\прокт крахмал\фото\WP_20160226_10_40_22_Pro.jpg

Залили крутым кипятком. Плотно закрыли крышку. Взболтали.  И кисель готов.

А еще мы узнали о том, что из крахмала и воды можно приготовить     интересную  субстанцию, для детских экспериментов, которая называется    неньютоновской жидкостью!

Неньютоновская жидкость - это  такое вещество, которое может быть и твердым и жидким, в зависимости от того с какой скоростью мы с ним работаем. Если быстро толкаем, мнём, кидаем, стучим, то оно ведёт себя как твердое тело, а если останавливаемся, то в наших руках оно растекается в лужицу.

Делаем это так: для создания жидкости  потребуется:  1 стакан  воды и 2 стакан крахмала.

C:\Users\Администратор\Desktop\прокт крахмал\фото\WP_20160225_15_46_14_Pro.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\прокт крахмал\фото\WP_20160225_15_48_33_Pro.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\прокт крахмал\фото\WP_20160225_15_55_44_Pro.jpg

Можно добавить пищевой краситель. После смешивания получается жидкость, напоминающая кисель и обладающая интересными характеристиками.

Еще эту жидкость можно заставить танцевать, под волны определенных частот (низких). Вот что у нас получилось, (см. приложение).

 Вывод: ничего сложного! Все на самом деле гениально до простоты. Так ведет себя крахмал, смешанный с водой. Так что такие эксперименты безопасны для детей любого возраста!

Результат: таким образом, мы выяснили что:

  • наличие крахмала в продуктах можно определить путем несложного опыта.
  •  картофельный крахмал без особого труда можно получить в домашних условиях и приготовить вкусный кисель.
  •  крахмал применяется в разных отраслях, а также  и в детских творческих экспериментах.

Перспектива: исследование наше будет еще продолжено: хотим получить крахмал из пшеницы или кукурузы.

Заключение

 «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и   умозаключения, чем получать уже добытые кем - то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

Исследовательский метод   позволяет дошкольнику  решить задачи:

  •  провести исследование продуктов питания на содержание крахмала;
  •  получить картофельный крахмал в домашних условиях;
  •  расширить  знания о  применении крахмала в различных сферах жизнедеятельности человека;
  •  поделится  полученными знаниями об использовании крахмала в пищевой промышленности, изготовлении игрушек.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что познавательно - исследовательская деятельность:

- облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;

-способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

- учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

- способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Список используемой литературы

  1. Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.
  2. Савина Л.А. Я познаю мир. Химия. М.: Изд-во «АСТ», 1999.
  3. Источники Интернет ресурса: Большая детская энциклопедия. Химия/ Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.; Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»; Свободная энциклопедия «Википедия».
  4. А.И. Савенков Маленький исследователь «Академия развития»/ 2004г.
  5. А.И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», Москва /Педагогический университет/ «Первое сентября»/ 2007г.
  6. http://nepropadu.ru/blog/BP_pitanie/4730.html
  7. http://www.happy-giraffe.ru/community/19/forum/post/69970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КРАХМАЛ – ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ»

Научно-исследовательский проект для детей 6-7 лет...