"Досуг в семье"
консультация на тему

Мирошникова Ирина Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_v_seme.docx229.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сказка в семейном кругу»

 

Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает тёплую, задушевную атмосферу в доме. Ребенок легче и быстрее пристрастится к литературе, если вся семья проникнута этим пристрастием, если родители постоянно покупают новые книги, радуются их приобретению, берегут их, ведут разговор о прочитанном, устраивают семейные литературные вечера. Чтение должно царить в семье, и ребёнок, «надышавшись» этой атмосферой, без особого труда разовьёт образное и логическое мышление, свои творческие способности. Кроме того, родителям вместе с детьми необходимо постоянно рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании, причём полезнее предлагать не одну иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, реалистические, схематические. Разнообразие моделей и схем поможет детям легче переходить от конкретики к абстрагированию.

Читая сказку дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и разыграть сказку по ролям. Педагог должен убедить родителей, что это вовсе не зря потерянное время. Оно полностью будет компенсировано поведением ребёнка, его добрым отношением ко всем членам семьи, любовью и заботой о них. Снимутся многие проблемы, если малыш поймёт, что взрослые разделяют его интересы, почувствует свою нужность, сопричастность с жизнью своей семьи.

Хорошо бы время от времени повторять прочитанную сказку или отдельные её части перед сном, чтобы она стала для ребёнка не только знакомой, но и любимой, чтобы у него появилось желание кому-нибудь её рассказать.

Завершающим этапом работы над сказкой может стать чтение её в лицах. Каким бы маленьким не был ребёнок, ему должна быть отведена важнейшая роль в этом действии.

После чтения сказки предложите ребёнку разыграть её. Подберите из игрушек сказочных героев или сделайте их вместе с ребёнком: нарисуйте на картоне, затем вырежьте или слепите из пластилина. Можно также условно назвать куклами предметы, подходящие на эту роль. Стремитесь, чтобы ребёнок не только  помогал вам, но и предлагал свои варианты, придумывал свои атрибуты. Далее начинайте игру-спектакль.

Репетировать отдельные сцены не нужно, потому что это больше игра, чем спектакль. Первый вариант можно проиграть по сказке, желательно поточнее, после распределения вами ролей. Если вам не хватает «актёров», пригласите членов семьи или друзей ребёнка.

В качестве второго варианта предложите ребёнку сыграть свой спектакль.

Сначала начните действовать так, как в книге. Пусть ребёнок придумает сам разные сюжетные повороты, а вы незаметно направляйте это развитие сюжета, но не замечаниями и предложениями, а с помощью других персонажей. В таких играх может проявляться то, что в данное время мучает ребёнка, но что он может не осознавать или сознательно умалчивать. Будьте особенно осторожны, внимательны и готовы к любому экспромту. Но стремитесь к главному – чтобы ребёнок сам, не замечая вашей помощи, но ощущая вашу поддержку, находил нужное решение в ситуациях морального выбора: помогал добром героям победить и жалел злых неудачников. Таким образом, можно проиграть два варианта – текстовой и творческий – всех тех сказок, которые вы читали малышу.

Творческих вам находок, дорогие родители, и помните, что игра имеет важное значение в процессе нравственного и эмоционального развития вашего ребёнка.

Консультация для родителей

«Совместный отдых детей и родителей»



 

воспитатель МБДОУ № 20 «Красная шапочка» Мальцева О.П.., 24.12.2014г.


 

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «ОБРАЗ СЕМЬИ», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах. Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей — суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Становление и развитие человека начинается в семье.

Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параметров:

  • - социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
  • - социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
  • - технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;
  • - демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительская, досугово-творческая, охранно-защитная.

Основными задачами семейного воспитания являются:

  • - гармоническое развитие ребенка;
  • - забота о здоровье детей;
  • - помощь в учении;
  • - трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • - помощь в социализации личности;
  • - формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • - забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • - подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Каждый ребенок — это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Важными составляющими семейного воспитания являются:

  • - климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  • - режим семейного воспитания;
  • - содержание досуговой деятельности.

Семья — это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основныенравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем в дальнейшей жизни. И потери эти являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Нигде человек не может полностью расслабиться, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу.

Для младшего школьника семья является организацией его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяйственному труду. Семья дает чувство защищенности от жизненных неурядиц.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей — основная функция для семьи, которую родители не в состоянии хорошо организовать. К тому же полноценной организацией свободного времени младшего школьника является приобщение детей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаждение, не тольковосстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.

Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень.

Как организовать семейный досуг.

Лето закончилось, все прекрасно отдохнули, набрались новых впечатлений и погружаются в мир повседневных дел: работы, учебы, игры ... Однако между этих привычных и упорядоченных пазлов в жизни каждой семьи, есть и такие сферы, упорядочение которых требует определенных навыков и творческого подхода. Речь идет об организации семейного досуга.

Досуг может быть разным: интересным и скучным; ярким и не очень; вдохновляющим и придает сил, и таким, что истощает ... Самое приятное в этом процессе то, что организация досуга целиком зависит от каждого члена семьи, а больше всего - от родителей. Если просто пролежать выходные у телевизора, а дети просидят за компьютерными играми, то такой досуг вряд ли будет способствовать полноценному отдыху, развития и сплочению семьи. Вследствие такого досуга через несколько лет может оказаться, что родители не понимают своих детей, друг друга и ... даже самих себя. Ведь время на качественное общение было навсегда потеряно.

Чтобы в вашей семье досуг был интересным, ярким и полезным, предлагаем несколько советов.

В первую очередь, следует изменить привычную среду. Если погодные условия позволяют, следует пойти в парк, лес или на озеро. Это будет способствовать физическому оздоровлению, эмоциональном «перезагрузке», насыщению новыми впечатлениями. Свежий воздух поможет активизировать процессы очищения организма и улучшит умственную активность. Во время пеших прогулок вы можете пообщаться с родными о прошедшую неделю, спланировать совместные дела на будущее, обменяться мнениями и впечатлениями. Кроме того, это отличный способ понаблюдать за животными, растениями, птицами, различными природными явлениями. Для ребенка будет полезно узнать, когда и какие птицы улетают на зимовку, куда именно, сколько тысяч километров приходится им преодолевать, .. что происходит с деревом осенью, почему листья желтеют и краснеет ... Можно собрать цветного листьев и сухих цветов и сделать замечательную композицию, одновременно развивая вкус ребенка и помогая познать различные цвета и оттенки.

Во время совместной прогулки, особенно в кругу большой семьи, не стоит решать конфликты, поскольку у детей такой досуг ассоциироваться с неприятностями и напряжением, и со временем они начнут избегать семейных прогулок. Недоразумение между детьми, в семье, в коллективе или личные лучше решать при неторопливой беседы один на один - таким образом общение будет душевным и открытым: собеседник сможет, не стесняясь, дать выход эмоциям и искренне обсудить проблемную ситуацию.Как организовать семейный досуг

Досуг на свежем воздухе имеет много преимуществ. Здесь можно поиграть в подвижные игры, разжечь костер, поискать грибы, встретить белку или зайца ... Кроме того, никто не запрещает взять с собой интересную книгу! Например, о птицах. И искать по картинкам и описаниям подобных птиц в парке или в лесу. Или книгу о деревьях. Думаю, не все родители могут похвастаться глубокими знаниями о деревья и кусты, которые случаются в нашей стране. Или еще можно послушать интересные сказки о лесных зверюшек и представить, что лес вокруг полон волшебства ... Качественная детская книга прекрасно развивает воображение ребенка, мышление, память, речь, улучшает настроение и сплачивает семью. Чтение на природе о природных явлениях с соответствующим обсуждением поможет развить и экологическое мышление ребенка, научит бережно относиться ко всему живому. Если домашние обязательные чтения по школьной программе обычно быстро надоедают, то чтение игра на лоне природы будет живой и интересной, а информация из книги усвоится лучше. К тому же, зеленоватый цвет травы вокруг снимет напряжение с глаз и успокоит нервную систему.

Бывают осенью дни, когда на улице мокро и холодно, и при таких погодных условиях мало кто любит гулять под открытым небом. Тогда можно посоветовать надеть резиновые сапоги, взять зонтики и пойти в гости, в музей, театр, на аттракционы, в аквапарк, на презентацию детской книги или открытия интересной выставки. Поход в музей будет способствовать развитию познавательного интереса ребенка, обогатит знаниями и интересными впечатлениями. Театр, презентация и выставка помогут полноценному эстетическому развитию, добавят семью к восприятию культурного наследия современности. Аттракционы и аквапарк создадут взрыв незабываемых ярких эмоций и выброс адреналина, что поможет сбросить нервное напряжение и очиститься от негативных эмоций ...

Ребенок активно развивается тогда, когда приобретает нового чувственного опыта, обогащается яркими впечатлениями и интересным общением. И общение должно быть не обязательно со сверстниками, ведь ребенок учится прежде всего у взрослых их моделей поведения, способов межличностного взаимодействия, овладевает речью. И поэтому важно, к которым взрослых друзей или родственников вы пойдете в гости: интересно будет с ними вашему ребенку, которые они имеют интересы и ценности.

Если погода или обстоятельства заставляют вас заниматься дома, то здесь тоже есть много вариантов на всякий вкус. Порисовать, собрать пазлы, испечь печенье в форме интересных фигур, поиграть в библиотеку, устроить домашний кинотеатр с последующим обсуждением фильма или мультика ... А еще можно организовать просмотр любимых диафильмов из маминого или папиного детства. Возможно, это станет поводом поделиться родителям интересными историями из собственного детства ...

Кроме того, досуг может быть организовано в форме учебной игры. Например, маме надо, чтобы кто-то собрал фрукты в саду. Можно дать ребенку маленькую корзинку, а себе взять большую, и посоревноваться, кто первый наполнит свою емкость плодами. При этом ребенок должен, например, посчитать количество собранных плодов, указать их названия и т.п. в зависимости от возрастной категории ребенка. А для старшего ребенка - это тема для новой сказки или истории.

Поэтому, досуг может быть разным, и не всегда интересы в пределах одной семьи совпадают. В случае разногласий не стоит заставлять всех наслаждаться единственным занятием, а следует найти что-то общее, что объединяет хотя бы двух членов семьи. Тогда мама с дочкой могут пойти в кукольный театр, а папа с сыном - смастерить лука. Ведь семья тогда счастлива, когда максимально учитываются потребности каждого ее члена - и маленького, и взрослого.

Что касается самого процесса организации семейного досуга, то вам понадобятся дипломатические умения, навыки планирования и творческий подход. Кроме того, стоит обсудить варианты с каждым членом семьи отдельно и затем, ввиду пожелания, строить планы. Таким образом можно, с одной стороны, избежать разочарований, а с другой - создать интересный и насыщенный день для всей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать досуг в семье.

Большую роль в организации досуга в семье играют праздники. Дети любят и ждут их, ведь праздники в жизни детей радость, новые впечатления, положительные эмоции. Когда дети и родители вместе играют, да...

Семейный досуг :" Моя Семья - мои лучшие друзья"

Досуг с участием семей и гостей....

Сценарий досуга «Праздник семьи» (подготовительная группа)

Программное содержание: Продолжать развивать у детей речь, развивать эстетический, творческий вкус, заботливое отношение друг другу. Продолжать позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь, с...

Взаимодействие с родителями - спортивный досуг "Белгородская семья""

Спортивный досуг "Белгородская спортивная семья"...

сценарий досуга "День семьи"

Сценарий содержит сюжет по которому дети помогают домовенкку Кузьке найти свою семью, а именнно он остается жить в детском саду, в течении всего мероприятия дети читают стихи, поют песни, участвуют в ...

Семейный досуг "Моя семья"

Семья - начало всех начал.С раннего детства у детей должно формироваться представление о семье, как  о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Общение взрослых...

Досуг. День семьи

- воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи;-  развивать устную речь, память, творческие способности...