Консультация для родителей "Зачем и как развивать мелкую моторику"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Многие мамы постоянно слышат о том, что малышам полезно развивать мелкую моторику рук. Об этом твердят эксперты, книги и статьи в Интернете. Детские магазины предлагают огромное разнообразие игрушек для развития моторики. Но у многих родителей возникает вопрос: почему этому навыку уделяется столько внимания? Поэтому сегодня мы попробуем разобраться в этом. Прежде всего, стоит определить, что же мы понимаем под словом «моторика». Моторика (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о взаимосвязи работы рук и развития мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Китайская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Наши предки также знали о влиянии действий руками на развитие мозга человека. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Ладушки» и им подобные народные игры не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Отечественные физиологи давно подтвердили связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. Поэтому и рекомендуют молодым родителям начинать проводить с грудничком элементарные занятия, как только он проявит интерес к окружающим его предметам, и начнет пытаться их хватать и тянуть к себе. На этом этапе мама может массировать ладошки и пальчики малышу. А когда он немного подрастет и сможет самостоятельно сидеть, уже можно будет развивать его мелкую моторику с помощью игр и специальных игрушек. К двум годам ребенок уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает ребенок, тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук, ведь в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым. Итак, к самым распространённым и популярным способам развития мелкой моторики относят: • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.; • Пальчиковые игры; • Лепка, рисование. • Массаж кистей и пальцев и т.д. Рассмотрим эти способы поподробнее. Упражнения с мелкими предметами благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые им, также они превосходно способствуют развитию пространственного воображения. Среди таких игр выделяются: Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками. Конструктор. Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Нитки. Из них можно выкладывать различные фигуры, рисунки или буквы, сортировать по разным коробочкам, совмещать с аппликацией или лепкой. Также можно наматывать и разматывать нитки на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр. Скрепки. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры с цветными скрепками. Их можно нанизывать на шнурок, выложить из них рисунок, соединить скрепки между собой, дополнить фигурки разноцветными скрепками. Болты и гайки. Смысл игры прост – нужно подобрать гайку к болту нужного цвета и размера. Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Из разноцветных прищепок в этом случае можно сконструировать хвост, плавник, рога или что-то другое. Правила могут быть разные: собери на скорость (кто быстрее), собери по цвету. Возможен и другой вариант – «превращение» прищепки в самого животного, птицу или рыбу, открывающего пасть при сжимании прищепки. В этом случае картинка наклеивается прямо на прищепку и делается надрез для открывающегося рта. В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. Многим предметам домашнего обихода можно придумать новое применение, проявив немного фантазии. Они принесут не меньше пользы для детей, чем специальные развивающие игры из магазина. Для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п. Пальчиковые игры - это инсценировка, демонстрация каких-либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев рук. Они помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними. Эти замечательные упражнения разнообразны по содержанию и выполнению, так что их условно можно разделить на несколько групп и определить назначение. Игры-манипуляции - малыш представляет определённый образ, глядя на каждый палец. Например, «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Мы делили апельсин», «Пальчики пошли гулять». Сюжетные пальчиковые игры позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. Например, «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли». Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Например: «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д. «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д.). Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку. «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Пальчиковый театр. Игрушки для пальчикового театра небольшого размера, они одеваются на палец. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Лепка, рисование. Лепка – это создание объёмных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, глины, теста, снега и других. Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, отщипывание. Эти простейшие манипуляции максимально задействуют пальцы рук, заставляя суставы совершать много мелких и быстрых движений. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью - у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Также развитию мелкой моторики способствует рисование. У ребенка должен быть выбор, чем рисовать. Трехгранные карандаши, восковые мелки или художественная пастель — чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разные усилия. А фломастеры лучше отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими ребенку не нужно прикладывать никаких усилий — фломастеры легко оставляют след на бумаге. Рисование пальчиковыми красками — занятие очень полезное. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге. Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и аппликация (лат. «прикладывание»). В основе аппликации лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы. Задача родителей здесь заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями ручки нужно совершить. Для развития мелкой моторики активно используют массаж кистей и пальцев. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Массаж может быть активным (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения) и пассивным (массирующие движения выполняются взрослым). Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Очень полезен в таких играх массажный мяч - Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения. В технику массажа входят следующие приемы: - поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика до основания; - похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев; - поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев до локтя; - вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение кистив право, влево; - поворот руки ладонью вверх - ладонью вниз; - поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев. Конечно все вышеперечисленное, в первую очередь, важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Проблема заключается в том, что мелкая моторика взрослых уже в достаточной степени развита. Мы уже обладаем всеми основными навыками. Значит, нужно что-то еще. Для развития мелкой моторики взрослых отлично подойдет обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например, гитаре. Если вы уже играете на каком-то музыкальном инструменте, то учитесь играть на другом. Со струн переходите на клавиши или духовые инструменты. Но можно попробовать и что-то другое. Например, можно освоить десятипальцевый метод печати, или писать тексты перьевыми приборами. В заключении хочу отметить, что развивая мелкую моторику рук у детей, вы вкладываетесь в мыслительное развитие ребенка, и, как следствие, его успеваемость в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику»

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша....

Консультация для родителей "Зачем нужно развивать мелкую моторику".

Материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста, содержит информацию о значении развития мелкой моторики у дошкольников, подготовки руки к письму....

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику»

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом....

Консультация для родителей. «Зачем нужно развивать мелкую моторику»

Консультация для родителей.«Зачем нужно развивать мелкую моторику»...

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику»

Почему  очень важно  уже  с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику....