Роль родителей в развитии эффективной коммуникации дошкольников
статья на тему

Рюшенкова Ольга Викторовна

При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым, что может привести к проблемам с обучением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей в развитии эффективной коммуникации дошкольников

Семья, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социально-исторического опыта, а также знаний, необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений и коммуникацию ребенок вырабатывает свои собственные взгляды, установки, усваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях. В связи с этим проблема подготовленности родителей к эффективной коммуникации с детьми дошкольного возраста очень важна.

Процесс просвещения родителей в вопросах эффективной коммуникации дошкольников рассматривается как специально организованный адресный процесс, направленный на обучение родителей самопроектированию своей личности в коммуникации с ребенком дошкольного возраста. Этот процесс основывается на следующих принципах:

  • изучение потребностей родителей, которые имеют свои четко выраженные специфические возрастные, социальные, психологические профессиональные и другие особенности;
  • опора на жизненный опыт взрослых и опыт их семейного воспитания;
  • заинтересованность родителей в занятиях, направленных на повышение уровня их педагогической культуры в вопросах коммуникации;
  • незамедлительное применение полученных на занятиях знаний, умений и навыков в практике семейного общения.

Решение данной проблемы обусловлено следующими педагогическими концепциями:

  1. Педагогическое просвещение родителей.
  2. Применение на занятиях в родительской школе учебных, социально-ориентированных ситуаций.
  3. Активное использование рефлексивных приемов, способствующих умелому выстраиванию диалога взрослого с ребенком.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Коммуникативные навыки ребенка напрямую зависят от поведения его родителей, поэтому следует учитывать некоторые аспекты.

Многие родители задаются вопросом, а нужна ли вообще коммуникабельность ребенку? Ведь если у малыша «некоммуникабельный» тип личности, стоит ли разрушать его стереотипы? Возможно, именно так он чувствует себя наиболее комфортно. К тому же не все дети могут быть открытыми к общению одинаково максимально. Это заблуждение. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно. Задача родителей – научить своего ребенка черпать информацию любыми способами, поэтому учить ребенка общению очень важно.

Родители должны строго следить за каждым словом, обращенным к ребенку, ведь ребенок как никто восприимчив ко всему, что слышит. И, порой, неправильная установка с детства, может развить в ребенке отрицательные качества, которые будут препятствовать расти и развиваться ребенку правильно и гармонично. Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.

Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Развитие коммуникативных способностей подразумевает понятие «нормативная ситуация», как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта.

Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Но главным залогом успешного развития детской коммуникабельности является уверенность ребенка в себе. Родителям не стоит бояться воспитать «нарцисса». Просто малыш должен знать, что он умный, любимый и красивый. Тогда он не будет бояться улыбнуться прохожему или подойти поговорить с незнакомым сверстником. Именно самооценка является корнем большинства даже взрослых страхов.

Родители должны всегда интересоваться мнением малыша по тому или иному вопросу. Он должен чувствовать, что интересен вам. Для развития тактики общения и лидерских способностей необходимо чаще приглашать в гости знакомых детей.

Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Ребенок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо не только научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, ее эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребенок не понимает, восполняют неречевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение с взрослыми в этот период детства носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет очень важную роль в развитии детей, это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми. Разговаривая с взрослым, ребенок не прикладывает специальных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, когда речь малыша не слишком понятна. Общаясь с взрослыми, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения, правила могут остаться в «пассивном запаснике» и не использоваться ребенком в повседневной жизни, если в них у ребенка нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, необходима жизненная потребность в них. Данная потребность возникает при общении со сверстниками, которые не будут пытаться угадывать желания и настроения своего приятеля. Им надо все четко и ясно сказать: что хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной. Поэтому родителям необходимо проследить, чтобы ребенок не был изолирован от своих сверстников.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что развитие ребенка является результатом совокупного действия многих факторов, среди которых основное значение имеют те виды деятельности, где человек, начиная с раннего детства и на протяжении всей своей жизни, выступает субъектом общения, познания и труда, и главная роль в этом процессе принадлежит родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Роль родителей в развитии речи у дошкольников"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве....

Роль родителей в развитии творческих способностей дошкольников

МБДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Мезень. Методическое объединение «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЭТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 0т 28.10.2015 Подготовила воспитатель-Мартынова С.М....

Практикум для родителей "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испы...

Использование речевых игр для развития социальной коммуникации дошкольников

Создание условий социальной ситуации для коммуникации и развития речи дошкольников.          ...

Игры и упражнения для развития навыков коммуникации дошкольников

Коммуникативные игры для детей — это занятия, направленные на развитие вербальных, невербальных и визуальных навыков. Регулярная коммуникативная игра может помочь развить хорошие навыки общения ...