Использование речевых игр для развития социальной коммуникации дошкольников
консультация по логопедии

Замотаева Светлана Юрьевна

Создание условий социальной ситуации для коммуникации и развития речи дошкольников.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_rabote_uchitelya.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевых игр для развития социальной коммуникации дошкольников

Проблема социального развития ребенка сегодня  особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – «…создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со  взрослыми и сверстниками…».           

Детский сад - начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью происходит именно в этой среде, где окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это сверстники, педагоги и родители.  Ребенок от взрослых узнает, когда радоваться и когда злиться, как здороваться и как прощаться, как вести себя за столом и с другими людьми, когда и какие слова употреблять, как реагировать на те, или иные события. Основное условие развития ребенка как личности, познание и оценка себя через посредство других людей – это общение.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Наблюдая за играми детей нашего детского сада, можно отметить, что у некоторых детей существуют проблемы в общении, дети не умеют понимать другого человека, не умеют общаться, наблюдаются проблемные формы межличностных отношений такие как: агрессивность, обидчивость, замкнутость, застенчивость и демонстративность. Большинство таких детей социально несостоятельны в силу ряда обстоятельств:

 - у них низкий уровень социально-личностного развития:

- недостаточная инициативность в общении;

- дети предпочитают пассивные роли;

- не умеют улаживать конфликты;

- не могут выразить свое внутреннее состояние речевыми способами.

 Это остро переживается детьми и несет массу разных эмоций. И как сложится первый опыт   отношений со сверстниками, это и определит характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Часто этот опыт складывается неудачно.

Чтобы не складывалась сложная картина межличностных отношений между сверстниками и социализация дошкольников проходила позитивно, необходимо:

- создать эмоциональный комфорт для каждого ребенка;

- воспитывать положительное отношение ребенка к окружающим людям;

- формировать коммуникативную компетентность дошкольника;

- развивать социальные навыки у ребенка. 

Развитие коммуникативных навыков является огромным стимулом для развития ребенка в ненавязчивой игровой форме.

 Поэтому развитие коммуникативных навыков в дошкольном   возрасте наиболее эффективно. 

Своевременное, целенаправленное развитие социального поведения у детей, с проблемами в социально-коммуникативном развитии, способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, развитию речи.

Таким образом, в работе нужно использовать такие методы, которые позволяют решать не только специфические коррекционно - развивающие задачи, но и будут направлены на развитие социальной коммуникации. Этим методом является речевая игра.

Данные игры могут использоваться не только в рамках непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми на прогулке, в ходе режимных моментов.

Варианты игр

Игра «Колокольчик»

Цель: формировать позитивных отношений в группе сверстников, учить детей употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры:

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. 

Например:

- Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

- Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

 (и так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).

 

Игра: «Подарки»

Цель: создать благоприятную атмосферу

непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости, активизировать словарный запас; упражнять в согласовании сущ. с прилагательными, распространять

предложение однородными прилагательными.

Ход игры: Дети, глядя в глаза друг друга, говорят какой подарок хотят подарить соседу, передают закрытую красивую пустую коробочку.

- Я хочу подарить тебе красивый, красный цветок.

- Я подарю тебе синюю маленькую машинку.

Повторять название подарка нельзя. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно»    

Игра: «Что в сундучке?»

Ход игры: логопед ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

Игра: «Поварята» (Аналогично: «Садоводы», «Путешественники»)

Цель: проявлять внимание к собеседнику, активизировать словарный запас.

Ход игры: дети стоят в кругу.

Логопед говорит:

- Представьте себе, что мы с вами будем варить суп.  Давайте подумаем, какие продукты мы положим в суп. Первый «повар» держа кастрюльку называет продукт, который он положит в суп, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой. Третий припоминает, что взял второй «поварёнок» и добавляет свой продукт и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

Игра: «Всезнайки»

Цель: развитие внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения, активизировать словарный запас.
Дети встают в круг. Педагог дает им цветочек,
волшебную палочку и просит передавать его друг другу до тех пор, пока они не услышат звуковой сигнал ведущего (педагога). Тот, у кого в руках останется цветок, должен назвать по три слова, относящихся к одной категории, например, три фрукта (овоща, домашнего животного, птицы, вида транспорта и т.д.).

Игра «Бусы дружбы»

Цель: формирование позитивного отношения к сверстникам.
Содержание игры: ребенок одевает на шею
бусы, говорит текст (взрослый):

Часто бусы я ношу
Из бусинок и из камней.
А сегодня соберу
Бусы из своих друзей 
(берет за руку, собирает своих друзей, они образуют круг)
Посмотрите, вот какие
Бусы дружбы получились 
(водят хоровод)
Вариант игры с усложнением: выбранные дети прохлопывают свои имена.

Игра «Эхо»

Каждый ребенок проговаривает и прохлопывает свое имя, а все остальные дети, как эхо, его повторяют.

Игра «Волшебные очки»

Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить комплименты. 

Ход игры: (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети деляться комплиментами).

Игра «Веселые ладошки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания.

Цель: произносить текст и действовать в соответствии со словами.

Дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей.

Веселые ладошки

Побежали по дорожке

И к ребятам прибежали, да? (на слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится тоже ведущим, теперь двое идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка).

Игра «Ленточка»

Цель: развитие коммуникативных навыков; творческих способностей.

Цель: станцевать с партнером.

Дети сидят на стульях. Ребенок с ленточкой в руках ходит перед ними и поет на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»:

По кружочку я хожу,

И всем ленту покажу.

Саше (Свете, Маше…) ленту повяжу.

И на танец приглашу (повязывает или накидывает на шею выбранному ребенку ленточку, выводит в центр, танцует с ним, остальные хлопают.

Игра: «Ласковое эхо»

Цель: формировать позитивных отношений в группе сверстников; учить детей употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход игры: дети стоят в кругу и говорят:

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы: «Ау!»

А нам эхо отвечает,

Познакомится желает.

Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают уменьшительно - ласкательный вариант его имени. Например, Ваня - Ванечка, Кристина - Кристиночка.

Игра «Салют»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций.

Цель: выразить себя и привлечь к себе внимание.

Дети выбирают для себя материал (цветную бумагу, салфетки), в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо пользуются ножницами), готовят материал для салюта. Затем, услышав свое имя, подбрасывает свои кусочки — изображает свой салют, остальные ему хлопают.

    Игра «Я бросаю тебе мяч»

Ход игры: дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например, «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкую конфету».

Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»

Задачи: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы.

Ход игры: дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

Игра «Давайте порадуемся»

Содержание: Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» - маме и папе

«Доброе утро!» - останется с нами.

Игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Или индивидуально с ребенком. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ростовых кукол в развитии социально-нравственных чувств старших дошкольников"

Презентация  к педсовету «Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста".Представление опыта работы по теме: "Сюжетно-р...

Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности дошкольников

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять с...

Использование игровых технологий для развития социально-комуникативных навыков старших дошкольников

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а та...

Использование современных технологий в развитии навыков коммуникации у старших дошкольников (из опыта работы) Статья Иванова К.В., Цырдя Н.М.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.  Педагог должен стать координатором информационного потока. Обучение ребенка использованию ИКТ технологий дает ему возможность расширить обл...

Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в соответствии с ФГОС

В данном материале содержится методическая разработка по теме: "Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в соответствии с ФГОС"...

Мастер-класс для воспитателей "Использование коммуникативных игр для развития социальных навыков дошкольников"

Материал может быть интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений. Цель его - обмен опытом работы по использованию коммуникативных игр для формирования социальных навыков дошкольников разных ...