Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности дошкольников
учебно-методический материал на тему

Высокос Елена Павловна

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apo_ivannikova.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванникова Елена Павловна

Содержание:

Информация об опыте

Технология опыта

Результативность опыта

Библиографический список

Приложение к опыту

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

3

10

14

15

16

Раздел I.

1 Информация об  опыте

                 1.1 Условия возникновения и становления опыта  

         Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном автономном дошкольном  образовательном учреждении  «Центр развития ребёнка – детский сад №6 города Шебекино Белгородской области».

         Педагогический коллектив  ДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой учреждения, построенной на основе ФГОС  и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования   «От рождения до школы»  под  редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.  Васильевой.  

Работая с детьми средней группы, наблюдали за тем, что большинство испытывают серьезные трудности в различных ситуациях общения, часто отсутствует социальный опыт в сфере межличностного взаимодействия. Другими словами можно сказать, что у старших дошкольников отмечается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения, что в дальнейшем может сказаться на учебной деятельности ребенка.

Началом работы по теме опыта стало проведение тестирования дошкольников старшей группы в 2013 году. Использовались диагностические ситуации, выявляющие особенности взаимодействия дошкольников в соместнй деятельности «Рукавички» Г.Л. Цукерман, «Строитель», «Мзаика» Абрамова Т.А., «Лесенка» В.Г. Щур, «Наблюдение в процессе общения» Пволяева М.А.  в результате тестирования выявлено: высокий уровень – 0%, средний уровень – 55%, низкий уровень – 45%.

По результатам проведенного наблюдения (Приложение 1, Приложение 2), оказалось, что многие дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеют вести диалог и договориться со сверстниками.

Такие данные побудили более глубоко заняться проблемой развития социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Очевидным явился поиск эффективных средств и необходимость создания оптимальных условий для формирования социальной компетентности старших дошкольников.

Учитывая сложившиеся условия и основываясь на ФГОС,  возрастных особенностях  и индивидуальных возможностях дошкольников, решила  использовать коммуникативную игру как  эффективное средство формирования социальной  компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

1.2 Актуальность опыта

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.  В связи с этим проблема развития социальной компетентности дошкольника  становится особо актуальной на современном этапе. В условиях современного общества ребенок постоянно  находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где  дошкольник приобретает первые навыки поведения в детском коллективе среди равных участников общения. 

  Дошкольное учреждение для ребёнка  – это не только хорошая возможность познавать  мир, не только возможность эмоционально оценивать мир, но и возможность общения со сверстниками, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети старшего дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении, при котором  развиваются коммуникативные навыки.

           В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в игровую деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Речевая  игра –  один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах. Она гармоничному вхождению в мир человеческих отношений.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения эффективности работы по формированию социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях детского сада.

Одним из путей формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста является использование речевых  игр.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в создании условий, обеспечивающих развитие социальной  компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования речевых  игр.

1.4 Длительность работы над опытом

        Работа по разрешению противоречия между необходимостью повышения эффективности работы по развитию социальной  компетентности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях детского сада велась на протяжении  двух с половиной лет и была разделена на несколько этапов:

         I этап (аналитико-диагностический) -  сентябрь 2012 года – возникновение идеи опыта. Выявление проблемы, определение целей, постановка задач.

        II этап (практический) - октябрь 2012 года - май 2015 года – становление опыта. Выбор методов и форм по решению поставленных задач, подбор соответствующих игр, разработка образовательных ситуаций с использованием речевых игр, рекомендаций для родителей.

        III этап (итоговый)  – декабрь  2015года  – описание опыта.

Диагностика на обобщающем этапе доказала успешность выбранной технологии для развития социальной  компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

1.5 Диапазон опыта

Диапазон опыта  представлен системой работы в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей с использованием речевых игр для   развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста.

      Коммуникативная направленность образовательной деятельности активизирует формирование всех компонентов социальной компетентности: умение слушать и говорить, умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, умение получать необходимую информацию в общении,  умение спокойно отстаивать своё мнение, умение принимать участие в коллективных делах  и т.д.  

1.6 Теоретическая база опыта

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, а общение является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Проблема общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов.

Речевые игры являются одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социальной компетентности дошкольников. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека, которое строится в соответствии с ФГОС ДО, где основным результатом образовательной организации становится овладение ребёнком набором компетентностей. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые, одной из которых является – социальная.

 Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие. Особая значимость данной проблемы выражается в том, что у детей старшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность эмоционального состояния, адекватной оценки своего места в мире взрослых людей, и, следовательно: недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей, которые играют большую роль в готовности ребенка к школьному обучению. Дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что взрослыми, после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми.

Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. В результате лучшими друзьями детей в мире «новых коммуникативных технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мультфильмов, а иногда и не пригодных для детской психики.

Проблема межличностного общения достаточно широко освещена в педагогической литературе. Значительные работы в этой области имеются у Л.С. Выготского, Алифанова Е.М.

Вопросами деятельности и общения занимались Зимняя И.А., Мудрик А.В..  Перед педагогами ДОУ  стоит проблема как можно более качественно и своевременно подготовить ребенка к общению –  это серьезная и сложная проблема.

     Киянченко Е.А. считает, что развитие  социальной  компетентности человека является актуальной проблемой педагогики, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Пассов Е.И. отводил большую роль в человеческой жизни компетентному общению. Определение социальной  компетентности включает в себя два понятия –  социальная компетентность и коммуникативная компетентность.

Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Объединение социальной и коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками оправдано тем, что, благодаря этому налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребёнок находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других.

Социальная  компетентность подразумевает развитие следующих умений:

  1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.
  2. Умение получать необходимую информацию в общении.
  3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  4. Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.
  5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
  6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  7. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)
  8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  9. Умение принимать и оказывать помощь.
  10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Данные умения у детей старшего дошкольного возраста   закрепляются в речевой игре. Игра как ведущая деятельность дошкольника (А. А. Леонтьев), как практика развития (С. Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин), как средство обогащения развития ребенка (А. В. Запорожец), как детская традиция (В. С. Мухина), как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон), признается в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.

Мотивы ребенка с одной стороны определены стремлением ребенка подражать взрослому, а с другой стороны –  стремлением ребенка сохранить свою внутреннюю логику поступков.   Значение социальных мотивов ребенка, реализующих желание ребенка жить совместной жизнью со взрослыми и указывает на то, что ролевая игра возникает на определенном этапе исторического развития общества. Когда мотивы ребенка войти во взрослую жизнь уже не могут быть непосредственно удовлетворены.

Социальный характер содержания коммуникативных игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения. Дети учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают умения эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми, укрепляют человечески важные качества своей личности. Игры речевой направленности (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи формирования социальной компетенции детей наиболее эффективно.

Речевая   игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем взаимоотношений, которая возникает на протяжении всей жизни человека.

Речевая  игра дает прочную основу, так сказать теоретическое моделирование будущих ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в реальной жизни.

Из выше сказанного следует, что речевая   игра – доступная деятельность для детей данного возраста, однако далеко не все педагоги дошкольного образования осознают условия организации речевой игры для освоения воспитанниками тонкостей общения, правил и норм взаимоотношений, умения использовать их в сложной, противоречивой жизненной ситуации.

Влияние речевой   игры на развитие личности заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

1.7 Новизна опыта

Новизна данного педагогического опыта заключается в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста социальной компетентности через речевые игры.

Автором опыта изготовлены речевые игры,  усовершенствованы дидактические материалы, собраны картотеки речевых  игр, памятки - рекомендации для родителей по данной проблеме.

1.8 Характеристика условий,

в которых  возможно применение данного опыта.

        Материалы опыта могут быть использованы в практике работы в дошкольных образовательных учреждениях. Материал может быть полезен педагогам,  работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Раздел II.

2.1 Технология описания опыта.

Цель педагогической деятельности в данном направлении звучит так: помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной  компетентности, у детей старшего дошкольного возраста, используя речевые   игры.

Для формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, используя речевые игры,  были определены следующие задачи:

  • Воспитать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
  • Развить у детей социальные умения: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
  • Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности старших дошкольников  будет наиболее эффективно, при совокупности следующих педагогических условий:

 - развитии социальной компетентности старших дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;

 -  создании условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;

 - разработке системы работы по развитию социальной компетентности дошкольников через коммуникативные  игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС;

-  формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Таким образом, для фиксации и анализа формируемых у детей умений был использован комплекс методик, в который вошли:

  • методика определения самооценки детей “Лесенка”(В.Г.Щур) (Приложение 1).  Самооценка  оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведения ребёнка в целом.
  • наблюдение за коммуникативными способностями детей в процессе общения (Поваляева М.А.) (Приложение 2) для выявления детей, которые  испытывают   трудности вхождения в детское общество.

Выбор этих методик обусловлен следующими причинами:

- показательность;

- простота исполнения;

- наличие игрового мотива (обследование непродолжительно по времени, в результате сохраняется устойчивое внимание и интерес на протяжении всего теста),

- доступность организации позволяет увидеть каждого ребенка в работе (подгрупповой и индивидуальной).

От умения ребёнка общаться зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе и другим, отношение к успехам и неудачам.

Простейшие способы выяснения уровня компетентности ребенка вполне доступны. Для того,  чтобы определить насколько свободно старший дошкольник общается с окружающими его людьми  использовался тест «Лесенка», который помогает выявить уровень себя и других у ребенка. Чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и со взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться.

Также для изучения коммуникативных умений детей проводились наблюдения за их свободным общением. Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная и легкая – это диагностика, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод.

 В процессе наблюдения обращалось внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. 

В процессе речевых игр у детей сформировалось чувство сплоченности и переживание группового успеха. Через речевые игры дети проявляют уверенность в действиях, от которых зависит общий результат. Так ребенок подходит к осознанию себя среди других, переживанию своей индивидуальности.

 Автором опыта были разработаны:

  • игры и игровые упражнения речевой  направленности в соответствии с ФГОС для развития дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей старшего  дошкольного возраста;
  • цикл консультаций для родителей и педагогов по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми.

При работе над данной проблемой автор опирался на такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности. При создании игр автор придерживался таких принципов, как: отсутствие соревновательных моментов; исключение замечаний и разделения детей на хороших и плохих игроков;  поддержка каждого ребенка, установка на то, что все дети не противники и конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди; отсутствие принуждения.

Для достижения успеха автором опыта  соблюдался  ряд условий: 

  • наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками, выраженной в живом интересе дошкольников друг к другу, восприятии и оценке сверстника не только как друга, но и как партнера совместной деятельности, наличие желания сотрудничать с ним;
  • знание детьми правил, способов организации сотрудничества и эффективных вариантов поведения в процессе взаимодействия;
  • овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности со сверстником в момент принятия цели, планирования, регуляции и достижения общего результата деятельности в процессе совместного решения образовательных задач;
  • способность ребенка распознавать ситуацию сотрудничества, выбирать и принимать такую позицию во взаимодействии, которая отвечает его возможностям в данной деятельности, то есть самостоятельно адекватно определять, какую именно часть работы он готов осуществлять в совместной деятельности.

Автор опыта использовала речевые игры, направленные на (Приложение 3):

1.Чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров: «Подарок на всех», «Приветствие», «Что случилось?». 

2.Умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты: «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Улыбка».

3.Умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом: «Плохое настроение»,«Коврик примирения».

4.Развитие невербальных и предметных способов взаимодействия:

 «Изобрази пословицу», «Передача чувств».

5.Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости: «Паровозик с именем»,  «Подарим друг другу улыбку».

6.Способность снять эмоциональное напряжение, избавиться от комплексов:  «Общие темы», «Угадайка».

7. Развитие умения активно слушать: «Что случилось?», «Кто ты?».

8. Развитие умения перерабатывать информацию: «Магазин игрушек»,  «Путешествия  Буратино».

Включать такие игры рекомендуется ежедневно не только в образовательные ситуации (Приложение №5), но и  во все режимные моменты. Речевую игру можно проводить в послеобеденное время, потому что в это время суток дети более свободны от образовательной деятельности, дети погружены в игру, в результате чего более свободны и раскрепощены, и как раз в это время детей легко привлечь к игровой деятельности.

При проведении игр педагогу необходимо:

 - продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

 - воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

 - прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

  - помнить, что каждый ребенок имеет право:

   •  на систему ценностей;

   •  на ответственность;

   •  на личное достоинство и уважение этого;

   •  на индивидуальность и своеобразие;

    • на независимость от других людей;

    • на собственные мысли;

    •  на отстаивание своих прав.

     Результатом такой работы явилось то, что дети стали раскрепощенными, чувствуют себя комфортнее, стали свободнее в общении со сверстниками и взрослыми, у них развилась способность к сопереживанию, навыки социального поведения. У дошкольников формируется позитивное отношение к сверстникам, к своему «Я», испытывать эмоциональный подъем для создания благоприятной атмосферы общения.

Для более эффективного развития у детей социальной компетентности, эмоциональной, сенсорно-поведенческой систем и коммуникативной функций речи важно подключение родителей к работе с детьми. Для родителей, которые хотят гармонизировать отношения со своими детьми, научить своего ребенка адекватно оценивать себя, строить успешные отношения с другими людьми используются различные формы организации работы:

  • День открытых дверей (речевые игры)
  •  Родительское собрание «Как общаться с ребенком?»  
  • Тестирование «Насколько общителен Ваш ребенок?»
  • Консультации для родителей:

- «Как преодолеть застенчивость»

- Рекомендации для родителей по формированию социальной  компетентности старших дошкольников (Приложение 8)

В групповой и индивидуальной беседе с родителями  важно объяснить им, что наиболее значимыми факторами благополучного развития ребёнка являются атмосфера в семье, поддержание эмоционального контакта с ребёнком, стиль воспитания, положение ребенка в семье, вера в его силы.

Также автором опыта, были составлены рекомендации педагогам по формированию социальной компетентности, опросник для педагогов «Отношение ребенка  к  сверстникам» (Приложение 10), которые они могут применять в своей практике.        

Таким образом,         социализация  является важным условием гармоничного развития ребенка. Через речевые игры происходит развитие сознания.  Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря  общению ребенок  не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Раздел III

3.1 Результативность опыта

В результате систематической работы по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через  использование речевых игр достигнуты значительные успехи: 2012г-2013г. – высокий уровень 0%; средний уровень 55%; низкий уровень 45%;  2013г.-2014г. – высокий уровень 20%; средний уровень 55%; низкий уровень 25; 2014г.-2015г. – (35% - высокий уровень; 55% – средний уровень; низкий уровень – 10%), в результате чего:

  • повысилась активность детей, их эмоциональная открытость.
  • изменилось отношение к сверстникам: появилось стремление к установлению контакта с детьми;
  • установились доброжелательные отношения как со сверстниками, так и  взрослыми.
  • сформировались  социальные умения: дети освоили  способы разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность.
  • Сформировалось умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Систематическая работа по формированию социальной компетентности через использование коммуникативных игр способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.  

Автор опыта полагает, что данное направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные задачи.

 На перспективу для себя обозначила следующие задачи: продолжать работу по формированию социально компетентности у детей всех возрастных групп; осуществлять помощь родителям в осознании значимости обеспечения системы педагогических условий позитивно-личностного развития ребёнка.

Библиографический список

1. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 2000.- С.3-10.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 625с.

3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания. // Воспитание в детском саду, 2000. - № 4. – С. 9-15

4. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2001.

5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 160с.

6.  Киянченко Е.А. Учим детей общаться// Начальная школа.- 2002.- М.-с.63-68

7. Нуждина М.А. Коммуникативность языка. // Воспитание в детском саду, 2002. - № 2. – С. 15-25.

8. Царькова В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить? // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. – С. 14-17.

9. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. – № 1. – С. 50-51.

10. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Едиториал УРСС, 2003.. – 294 с.

Приложение

  • Приложение № 1- Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

  • Приложение № 2- Методика наблюдения за коммуникативными способностями детей в процессе общения (Поваляева М.А.)

  • Приложение № 3- картотека речевых игр для детей старшей группы
  • Приложение № 4 -  картотека речевых игр для детей подготовительной группы
  • Приложение № 5 – конспект ООД в старшей группе «Дарите людям доброту»
  • Приложение № 6 – конспект ООД в подготовительной группе
  • Приложение № 7 -  памятка для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников

Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...

Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"

Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...

Художественная литература, как средство развития социальной компетентности дошкольников.

Ознакомление с художественной литературой направлено на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста....

Использование элементов театрализованных игр в развитии социальной компетентности детей дошкольного возраста

Как сформировать социальную компетентность  у детей дошкольного возраста находящимся в детском доме, использование театрализованных игр....

Народные традиции как средство формирования социальной компетентности дошкольника

Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» ориентирована на формирование у детей общечеловеческих, гуманистических ценностей, предусматривает наполнение работы определенным...

Статья " ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности старших дошкольников. Основываясь на положениях нормативных документов, автор рассматиривает развитие социальной компетентности как составл...