Статья " ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья

Рузевич Татьяна Валерьевна

Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности старших дошкольников. Основываясь на положениях нормативных документов, автор рассматиривает развитие социальной компетентности как составляющую социально-личностного и социально-коммуникативного развития дошкольников и приводит теоретическое обоснование возможности использования театрализованной деятельности для развития социальной компетентности старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk-639_ruzevich_statya.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рузевич Татьяна Валерьевна

Студентка магистратуры

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Научный руководитель: Быков Сергей Александрович
кандидат педагогических наук
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности старших дошкольников. Основываясь на положениях нормативных документов, автор рассматиривает развитие социальной компетентности как составляющую социально-личностного и социально-коммуникативного развития дошкольников и приводит теоретическое обоснование возможности использования театрализованной деятельности для развития социальной компетентности старших дошкольников.

Ключевые слова: социально-личностное развитие, социально-коммуникативное развитие, социальная компетентность, средства развития социальной компетентности, театрализованная деятельность.

THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING SOCIAL COMPETENCE IN OLDER PRESCHOOLERS

Puzevich Tatyana Valeryevna

Scientific adviser: Bykov Sergey Alexandrovich

Abstract: The article is devoted to the problem of development of social competence of senior preschoolers. Based on the provisions of normative documents, the author considers the development of social competence as a component of socio-personal and socio-communicative development of preschoolers and provides a theoretical justification for the possibility of using theatrical activities for the development of social competence of older preschoolers.

Key words: social and personal development, social and communicative development, social competence, means of development of social competence, theatrical activity.

Социально-личностное развитие ребенка происходит только за счет его общения с окружающими его взрослыми и сверстниками. От того, насколько социально компетентен ребенок, будет зависеть успешность его социализации, насколько полно он приобщился к ценностям и культуре своего народа, насколько научился соотносить собственные стремления и действия с намерениями и действиями окружающих его людей. Именно поэтому развитие социальной компетентности дошкольников ‒ одна из задач педагогов дошкольной образовательной организации.

Особенно важным это является для старших дошкольников, так как достаточный уровень сформированности социальной компетентности ‒ необходимая составляющая готовности ребенка к обучению, способствующая успешному освоению ребенком школьной программы.

Одной из важных задач сегодня остается определение условий развития социальной компетентности, использования в образовательной практике таких средств, которые близки и доступны ребенку, способствуют его всестороннему развитию. Одним из таких средств, на наш взгляд, является театрализованная деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено, что «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых» [1].

В примерной образовательной программе «Детство» обозначено следующее содержание образовательной деятельности в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для воспитанников старшей группы:

  •  «Взаимоотношения и сотрудничество. Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям. Освоение разных форм совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально ‒ вместе со всеми. Оценка результатов совместных действий».
  •  «Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «ВЫ», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения» [2].

На наш взгляд, одним из таких видов деятельности, обладающим большим потенциалом в плане развития социальных компетенций старших дошкольников, является театрализованная деятельность, под которой понимается деятельность с использованием элементов театрального искусства.

Применительно к дошкольникам, театрализованная деятельность может быть рассмотрена как один из видов деятельности, включение в которую содействует накоплению у него опыта организации взаимодействия с взрослыми и сверстниками, включения во взаимодействие и поддержания его.

По мнению Е.М. Алифановой, приоритетными видами деятельности старших дошкольников для их социально-коммуникативного развития являются те, которые обеспечивают нарастание творческого взаимодействия и активизируют самореализацию детей [3]. Автор считает, что в театрализованной деятельности старшие дошкольники проходят путь от формирования способности к установлению контактов, продуктивному обмену информацией к установлению обратной связи в общении и самореализующей коммуникативной деятельности. Для совершенствования навыков организации и поддержания взаимодействия автор предлагает использовать моделирование совместно с детьми сценических сюжетов, ситуаций, этюдов, в процессе которого происходит освоение детьми не только способов художественно-творческой деятельности, но и способов взаимодействия, согласования намерений и действий, приобретается опыт понимания состояния и намерений партнеров по взаимодействию, выражения собственного состояний, отношения к партнерам и ситуации.

Е.В. Мигунова также отмечает, что позитивное влияние на развитие у детей социальных компетенций обусловлено стремлением ребенка к идентификации с знакомыми и любимыми образами [4].

По мнению автора, включаясь в театрализованную деятельность, ребенок получает возможность выразить собственное отношение к разыгрываемому сюжету, персонажам, оценить их намерения и поступки, соотнести их с собственными или намерениями и поступками окружающих его людей. Сценические герои отожествляются с реальными представителями окружения ребенка, а полюбившиеся персонажи становятся образцами для подражания.

Работа над образом помогает дошкольнику научиться понимать состояние других, расширить представления о способах выражения собственного состояния и отношения к ситуациям и их участникам.

По мнению Л.В. Артемовой, коллективная театрализованная деятельность способствует развитию навыков самопознания и самовыражения, корректирует коммуникативные качества, помогающие адекватно воспринимать состояния и намерения партнеров по взаимодействию и передавать им информацию о собственных намерениях и состоянии [5].

Как отмечают Л. Иванцова и О. Коржова, включение дошкольников в театрализованную деятельность обладает значительным потенциалом для социально-коммуникативного развития детей [6].

По мнению С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, подготовленность к театрализованной игре может служить показателем уровня социально-коммуникативного развития ребенка [7]. Авторы отмечают, что в процессе овладения художественными средствами создания и передачи образа дети не только активно используют имеющиеся у них навыки понимания окружающих и выражения себя, но и совершенствуют их.

По мнению И.В. Лесняк, особенности социально-коммуникативного развития дошкольников в театрализованной деятельности обусловлены тем, что при ее осуществлении дети усваивают знания о сущности взаимодействия с другими людьми, приобретают соответствующий опыт. Постепенно, но непрерывно ребенок совершенствует умения понимать партнера по взаимодействию, информировать его о собственном состоянии и намерениях, используя для этого различные средства, учится установлению и поддержанию контактов с взрослыми и сверстниками, совершенствует свои способности анализа ситуации и итогов взаимодействия, поведения всех участников при осуществлении взаимодействия [8].

Для развития навыков понимания задач взаимодействия в театрализованной деятельности используется метод творческой беседы, при котором педагог, использую специальную постановку вопросов, помогает детям понять, освоить и в дальнейшем воспроизвести образ.

Действенной для развития у старших дошкольников навыков понимания задач взаимодействия является демонстрация воспитателем способов действия с одновременным стимулированием ребенка к освоению этого способа действия.

Участие в театрализованных постановках развивает у дошкольников навыки выражения собственного отношения к произведению, персонажам, от ребенка требуется понимание задач, предъявляемых взрослым, понимание состояние партнеров по сцене.

Таким образом, театрализованная деятельность может быть рассмотрена как один из видов деятельности дошкольника, включение в которую содействует накоплению у него социального опыта, что, в свою очередь, способствует развитию социальных компетенций ребенка.

Особенности развития социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обусловлены тем, что при ее осуществлении дети:

– усваивают знания о сущности взаимодействия с другими людьми;

– приобретают соответствующий опыт;

– совершенствуют умения понимать партнера по взаимодействию, информировать его о собственном состоянии и намерениях;

– учатся установлению и поддержанию контактов с взрослыми и сверстниками,

– совершенствуют свои способности анализа ситуации и итогов взаимодействия, поведения всех участников при осуществлении взаимодействия.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (08.10.2019).

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 321 с.

3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дисс. ... канд. пед. наук. ‒ Волгоград, 2001.  164 с.

4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 126 с.

5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. ‒ М.: Просвещение, 1991. ‒ 127 с.

6. Иванцова Л., Коржова О. Секреты ширмы. – Ростов н/Д: Губернская Типография, 1998. ‒ 86 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика. ‒ М.: Академия, 2007. ‒ 416 с.

8. Лесняк, И.В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников: дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2011. ‒ 168 с.

© Т.В. Рузевич, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задан...

Выступление из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности»

Театр это один из самых доступных видов искусства для детей.Театр это мысли свободный полет.Театр здесь фантазия щедро цветет.В театре сердец растворяется лед.И чудо рождается здесь, с третьим звонком...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников...

Статья "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Самообразование «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников»

laquo;Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников»Цель: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста п...