Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

Вострецова Елена Юрьевна
Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Подходить к организации театрализованной деятельности дошкольников необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного поведения, характера и темперамента. Поэтому театрализованную деятельность необходимо строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать смелость, уверенность в себе, а детей импульсивных, невыдержанных приучить считаться с мнением коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у  старших дошкольников

Вострецова Елена Юрьевна

Воспитатель МБДОУ Детский сад №145

г.Новокузнецк, Кемеровская обл.

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву  считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

На рубеже  XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться  «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка. В театрализованной игре воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм.

        Характерными для игр-драматизаций является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету, и реальных отношений участников совместной игры.

  Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Как писал Л.С. Выготский (1991г.), игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Т.е., рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, Л.С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

Ребенок в театрализованной игре передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать все это так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно о творческом характере игры говорят многие деятели искусства, такие как К.С. Станиславский, Г.Л. Рошаль, которые сделали вывод, что детская игра может быть названа игрой театральной.

Л.С Выготский писал, что драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах. Детей привлекает внутренняя эмоциональная, насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Ребенок в театрализованной игре и артист, и зритель, воспринимающие роли, он же и декоратор – рисует картины, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый «бросовый» материал, он и техник – изобретатель – создает новые модели костюмов. Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством.

Л.С. Выготский отмечал появление у детей дошкольного возраста замыслов, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности и, прежде всего, в театрализованной игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно.

В возрастном периоде от 5 до 7 лет проявляется две важнейшие линии развития воображения. Первая связана с освоением знаково–символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения во владении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая линия развития воображения связана с ориентировочно–исследовательской аффективно–познавательной деятельностью. Она позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий.

А.В. Запорожец указывал на формирование и проявление знаковой функции ведущей игровой деятельности дошкольника. В театрализованной игре не только происходит переход отдельных действий из материального в умственный, но формирование на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана развития способности создавать системы обобщенных образов окружающих предметов и явлений, а затем совершать различные их мысленные преобразования.

Второй линией развития воображения в возрасте 5-7 лет является его участие в коррекции эмоциональной сферы и, прежде всего, в развитии эмоционального контроля и особых нравственных переживаний и чувств.

Театрализованная детская игра является одним из эффективных средств, активно будущих деятельность эмоционального воображения. Игра–драматизация – такая деятельность, которая требует от ребенка перевоплощения в образ воображаемого персонажа.

В театрализованной игре особенности представлений выразительных движений персонажей говорят не только о значительный индивидуальных различиях детей, но и о богатстве их выдумке, разнообразии творческих элементов, вносимых детьми в представляемые образы. Образы многих детей выступают как результат деятельности творческого воображения, развитие которого проявляется в том, что дошкольники объединяют в театрализованной игре разные события, вводят новые действия. Это делает сдаваемые детьми образы яркими, динамичными, выразительными.

Л.В. Артемова различает театрализованные игры от ведущих способов эмоциональной выразительности, по средствам которых разыгрывают, тему, сюжет. Она предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры, и игры драматизации.

Разновидностями режиссерских игр являются:

1. Настольные театрализованные игры:

  • настольный театр игрушек – используются самые разнообразные игрушки (фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала). Здесь фантазия не ограничивается, главное что бы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении;
  • настольный театр картинок – необходимо что бы все картинки (персонажи и декорации) были двух сторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали нужны опоры.

Действия игрушек и картинок в настольном театра ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная.

2. Стендовые театрализованные игры:

  • стенд – книжка – переворачивая листы такой книжки можно демонстрировать различные сюжеты, изображающие события, встречи. Также можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада;
  • фланелеграф – позволяет создавать «живые» картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей. На таких экранах могут работать по парно одновременно все ребята во время занятий. Этот вид игр позволяет легко изображать массовые сцены.
  • теневой театр – тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные, плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Необходимо сопровождать показ соответствующим звучанием. Театр теней хорошо использовать в часы досуга

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, ведь он действует не подвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Разновидностями второй группы театрализованных игр – драматизаций, являются:

1. Игры драматизации с пальчиками – атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Показ таких сказок возможен, как с использованием ширмы, так и без нее, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

2. Игры – драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с по-мощью движений пальцев кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что – то, брать кого – либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

3. Импровизация – разыгрывание темы сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра.

Драматизации основанные на собственных действиях исполнителях роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи надетые на пальцы. Ребенок или взрослый играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

В режиссерской игре игровая деятельность осуществляется через воображаемую ситуацию, особое место в такой игре занимает возможность коллективного действия, сотрудничества. Коллективная режиссерская игра часто включает в себя элементы продуктивных видов деятельности - конструирования, рисования, которые связаны не только с восприятием, но и воображением и мышлением, а также формированием личности и воли, играющих большую роль в развитие творческих способностей дошкольников. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании творческой, гармоничной личности

В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка. В театрализованной игре воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм.

Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его чувства, воспри-ятие, создаваемых образов.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые виляют на развитие творческого воображения.

Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные и воспитательные задачи. Театрализованная игра выступает как средство развития ребенка и познания им окружающего мира. По средствам театрализованных игр мы развиваем психические процессы, чувства, нравственные понятия. Таким образом, все эти задачи осуществляют всестороннее развитие личности ребенка.

И.Зимина выделяет основные требования к организации театрализованных игр в детском саду :

1.Содержание и разнообразие тематики.

2.Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во  все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3.Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4.Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности по М.В.Ермолаевой:

1.В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2.Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3.При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4.Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5.Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Комплексный подход к организации театрализованной деятельности, описанный М.В. Ермолаевой, обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию разных видов воображения. Театрализованная детская игра является одним из эффективных средств, активно будущих деятельность эмоционального воображения. Игра–драматизация – такая деятельность, которая требует от ребенка перевоплощения в образ воображаемого персонажа.

В театрализованной игре особенности представлений выразительных движений персонажей говорят не только о значительный индивидуальных различиях детей, но и о богатстве их выдумке, разнообразии творческих элементов, вносимых детьми в представляемые образы. Образы многих детей выступают как результат деятельности творческого воображения, развитие которого проявляется в том, что дошкольники объединяют в театрализованной игре разные события, вводят новые действия. Это делает сдаваемые детьми образы яркими, динамичными, выразительными.

Л.В. Артемова различает театрализованные игры от ведущих способов эмоциональной выразительности, по средствам которых разыгрывают, тему, сюжет. Она предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры, и игры драматизации.

Театрализованная деятельность должна соответствовать определенным требованиям (по И.Зиминой).

1.Содержание и разнообразие тематики.

2.Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во  все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3.Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4.Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые виляют на развитие творческого воображения.

Проведенные исследования, а также анализ работ отечественных специалистов в области театрализованной детской игры позволяют обобщить некоторые выводы и психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности у дошкольников с целью развития творчества.

Подходить к организации театрализованной деятельности дошкольников необходимо с учетом  индивидуальных особенностей детей и характера. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного поведения, характера и темперамента. Поэтому театрализованную деятельность необходимо строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать смелость, уверенность в себе, а детей импульсивных, невыдержанных приучить считаться с мнением коллектива.

Процесс обучения театрализованной игре необходимо разделить на несколько этапов.

Подготовительный этап направлен на формирование предпосылок к обучению театрализованной игре как виду деятельности. Данный этап - важнейшее условие дальнейшей развивающей работы. Он обеспечивает положительную мотивацию деятельности детей, эмоционально-положительную обстановку в группе и формирует готовность к восприятию театрализованной игры.

На этом этапе дошкольник вводится в мир театрализованных представлений: драматизация коротких литературных произведений с использованием различных видов театра, создание эмоционально-положительной обстановки в группе в ходе развертывания театрализованной игры.

Основной этап коррекционно-развивающей работы может быть выстроен ступенчато. Каждая ступень – это сформированность театрализованной игры определенного вида, которая имеет операциональную и содержательную специфику.

На каждой ступени обучения театрализованной игре формулируются определенные задачи, проводятся обучающие игры. Если задачи данной ступени реализованы, осуществляется переход к следующей качественной ступени, задачи которой становятся более сложными. Разделение на ступени достаточно условно.

При организации театрализованной игры педагогу в дошкольном образовательном учреждении необходимо соблюдать следующие требования к содержанию и методам работы:

-создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

-приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством

театра, с видами кукольных театров (бибабо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.

При организации театрализованной деятельности в учреждении необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

-в заключении различными способами вызывать у детей радость.

С целью развития творчества необходимо также включать и обучение по изготовлению атрибутов, составлению костюмов для инсценировок и сказок-импровизаций, подбору декораций, умению действовать в соответствии с характером музыки, ее настроением, изображать в рисунках героев сказок. Поощряется самостоятельность и инициатива детей в подборе игрушек для реализации задуманного, развитии сюжета, выполнении роли.

Специально организованная театральная деятельность не должна проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.

В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

Театральные занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей. Оптимальное количество в подгруппе должно быть не менее 6 человек. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 10 минут (Э.Г.Чурилова).

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники.

Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Театрализованная деятельность детей также проводится в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети по желанию могут повторять элементы занятий, выступать в различных ролях, рисовать атрибуты и т.д.

Таким образом, театрализованная деятельность у дошкольников организовывается  с учетом  индивидуальных особенностей детей и характера.

Театрализованные  игры вводятся в развивающий процесс дифференцированно, с учетом различных темпов усвоения материала. Наряду с групповыми занятиями мы проводим и индивидуальные. Основная их цель – реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ, направленных на выявление и активизацию потенциальных возможностей каждого ребенка. Поэтому содержание театрализованных игр способствует развитию его познавательной, двигательной и эмоциональной сферы и, что самое главное, развитию творческих способностей.

По  Л.Б. Боряевой, И.Г. Вечкановой процесс театрализованной деятельности необходимо разделить на несколько этапов, с постепенным усложнением и введением новых элементов театра. С целью развития детского творчества рекомендуется использовать во время занятий и в свободной деятельности следующие виды работ: изготовление атрибутов к сказке, составление костюмов, подбор декораций, движение под музыкальное сопровождение, рисование героев сказок, проведение сказок-импровизаций, инсценировок.

Специально организованная театральная деятельность не должна проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).

Таким образом, среди различных видов детских игр игра «в театр», театрализованная деятельность занимает особое место.

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно.

Комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Список литературы:

  1. Т.М. Бабунова « Дошкольная педагогика» Москва 2007 – 208с.
  2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1969. – 365 с.
  3. Детская психология./ Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. Н. Панько. – Минск.: Просвещение, 1988. – 399с.
  4. С.А. Казлова; Т.А. Куликова « Дошкольная педагогика» М.: 1998 – 432 с.
  5. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. / М. В. Киселёва. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  6. Смирнова Е. О. Детская психология /Е. О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  7. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольноками. / Под. Ред. Л.Б.Баряевой, И.Г.Вечкановой. – СПб.: Каро, 2009. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

«Театрализованная деятельность, как средство развития эмоционально – волевой сферы дошкольников»

Консультация для воспитателей С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлен...

"Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-творческих способностей дошкольников"

Доклад выступления на международной научно-практической конференции....

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

«Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников с ОВЗ».

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем – развитию художественно-творческих способностей детей с общим недоразвитием речи.   В статье обобщён опыт работы педагогов групп ...

Статья "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников".

Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».Как научить детей сопереживать, понимать ч...