Выступление из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Батейщикова Ольга Вениаминовна

Театр это один из самых доступных видов искусства для детей.

Театр это мысли свободный полет.

Театр здесь фантазия щедро цветет.

В театре сердец растворяется лед.

И чудо рождается здесь, с третьим звонком. (Миодушевский)

Театр - это волшебный край, в котором ребенок, радуется играя, а в игре он познает мир!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности»

Театр это один из самых доступных видов искусства для детей.

Театр это мысли свободный полет.

Театр здесь фантазия щедро цветет.

В театре сердец растворяется лед.

И чудо рождается здесь, с третьим звонком. (Миодушевский)

Театр - это волшебный край, в котором ребенок, радуется играя, а в игре он познает мир!

Значение театра.

  1. Художественное образование и воспитание детей.
  2. Формирование эстетического вкуса.
  3. Нравственное воспитание.
  4. Развитие коммуникативных качеств личности.
  5. Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога).
  6. Создание положительного эмоционального настроения, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Кружковая работа –это деятельность детей, которая проводится  в свободное от занятий время, во второй половине дня с 15ч.30 мин. до 16ч. 1раз в неделю.

Работа кружка позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал.

Цель :Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Для реализации цели решаются следующие задачи:

  • - Развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;
  • - Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;
  • - Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
  • - Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.

С первыми  театрализованными  действиями  с детьми начала    знакомить  в средней группе  в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

  • Такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно - речевой активности у детей.
  • Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно  показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
  • Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Дети  очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них самостоятельное участие.
  • Одна из основных целей, которую я ставлю, занимаясь с детьми  – это развитие коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства.

Во время театрализованной деятельности    дети ведут себя смело, активно, не закомплексованно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа.

  • Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в группе.
  • Систематически включая театрализованные игры в образовательный процесс дети стали говорить лучше, общаться со взрослыми, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли.
  • Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности. Следовательно, работа по внедрению в образовательный процесс средств театрализованной деятельности, с целью развития коммуникативных навыков у детей  была эффективна и дала положительный результат.
  • Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу в целях формирования творческой деятельности детей  средствами театрализации становится возможным при выполнении следующих условий:
  • Насыщение интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
  • Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
  • Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
  • Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Демонстрация произведения осуществляется с использованием разнообразных видов театров. Из всего многообразия театров,  в моей группе используются следующие виды театров:

  • Пальчиковый театр, перчаточный, варежковый.
  • Настольный, к нему относятся конусный, кукольный театр,  театр деревянной игрушки.
  • Плоскостной, куда входит магнитный театр.
  • Театр на фланелеграфе, театр пристегивания на пуговицах.
  • Би-ба-бо.
  • Костюмы для театральной деятельности (маски, шапочки, костюмы, атрибуты).

Есть в моей работе и проблемы, которые необходимо решить:

В игре-импровизации видны огромные возможности детского творчества, но в силу того, что ребёнок  мал и  не умеет управлять своими чувствами, на первое место выходит индивидуальная работа с детьми. К каждому нужно найти подход, заинтересовать, вовлечь в игру.

Тема: «Зеркало, зеркало - скажи…»
Цель: Воспитывать умение владеть своим вниманием ,развивать фантазию и воображение детей.

Тема: «Заюшкина избушка» (театр конусной игрушки)
Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.

Тема: «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»
Цель: Познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

Тема: «Ох, и хитрая лиса! Трудно выгнать ,да!»
Цель: Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями.

Тема: «Для деда, для бабы Курочка – Ряба яичко снесла».
Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней.

Тема: «Быстро времечко пройдет, и Репка подрастет».                     Цель: Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

Тема: Сказка «Колобок».
Цель:Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.

Тема: «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка»)
цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение.

                           Ожидаемые результаты.

  • 1.У детей раскрыла творческие способности детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой, мимическую выразительность)
  • 2.Развиты психологические  процессы  (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  • 3.Развиты личностные  качества  (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным).
  • 4. Выразительнее стали читать стихотворения, могут легко и с выражением пересказывать небольшие сказки, выполняют роли в драматизациях сказок).

5. Продолжать развивать театральные качества детей.

Поставила задачи в дальнейшей  работе:

  •  Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.

  • Создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
  • Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
  • Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
  • Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Обобщен опыт работы с дошкольниками  в театрализованной деятельности....

Театрализованные игры как средство развития социально-коммуникативной сферы дошкольника

Театрализованная игра является уникальным средством развития общения детей дошкольного возраста, так же театрализованная игра даёт возможность для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому теа...

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

В статье говорится об опыте работы в первой младшей группе (2-3 года) по организации игровой деятельности детей и ее значении в их развитии...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.Участву...

Обобщение опыта работы"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"2022г.

Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 2022г....

Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».

Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....