Главные вкладки

    Текст доклада к презентации "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"
    консультация (младшая группа) на тему

    Козакова Елена Михайловна

    Доклад, сопровождающий презентацию "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1 слайд (титульный)

    Добрый вечер, уважаемые родители.

    Тема моего выступления: «Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка».

    Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом, семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье.

    Упражнение «Ассоциации» (предлагаю назвать ассоциацию, возникающую у вас при выражении «климат в семье») – ураган, дождь, солнечно с ветром, мороз и солнце и т.д.

    2 слайд

    Психологический климат семьи  - устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие детей и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

    3 слайд

    Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: 

    - сплоченность семьи;

    - возможность всестороннего развития личности каждого ее члена;

    - высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;

    -чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности;

    - гордость за принадлежность к своей семье;

    - ответственность;

    - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;

    - общение на интересующие всех темы;

    - совместное  выполнение  домашних работ;

    - открытость семьи, ее широкие контакты.

    Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

             Если же в семье:

    - постоянные конфликты;

    - члены семьи отрицательно относятся друг к другу;

    -испытывают чувство незащищенности, тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, в этом случае правомерно говорить о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

    Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Эксперты Всемирной Организации Здоровья на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

    При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как  источнику угрозы и опасности.

    Неврозы у детей не возникают, если  родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают конструктивные взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, позволяют детям выражать свои чувства, действуют согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание интересы  ребенка.

    Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи. который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

    Для сохранения в семье благоприятного климата нужно поддерживать на должном уровне коммуникативную сферу жизни. Общение родителей с детьми важный пункт в придании дому положительной психологической атмосферы. Главный закон - чувствовать комфорт при общении.

    На формирование благоприятного психологического климата сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием психологического климата формируется личность ребенка.

    4 слайд

                                                                  Типы семейного климата

       Недаром термин "психологический климат" включает в себя слово "климат". Имеются вполне очевидные аналогии между обычным климатом (а точнее - погодой) и психологическим:

    -  Температура. Отношения могут быть теплыми и прохладными.

    - Облачность. Отношения могут быть прозрачными, основанными на правде и взаимодоверии, или мрачными, базирующимися на лжи и подозрительности.

    -  Давление. В одних семьях много психологического давления и манипулирования, в других мало.

    -  Скорость ветра. Одни семьи живут динамичной жизнью, быстро ссорятся и быстро мирятся, в других наблюдается длительный застой в отношениях.

    - Осадки. Это, очевидно, эмоции. И положительные, и отрицательные. В эмоциональных семьях члены семьи не стесняются собственных эмоций и чувств, в том числе их проявления. В сдержанных семьях считается неприличным обильное проявление эмоций.

    (Зачитывают родители)

    Далее представлены распространенные типы семейного климата.

    Демонстративный

       Члены семьи охотно лгут друг другу, но лгут как бы из благих побуждений, "во имя добра". Принято не расстраивать друг друга плохими известиями. Часто члены семьи сами забывают, что врут, продолжают развивать ложь, играть в ложь.

    Отношения очень динамичные. Ссоры могут возникать из-за пустяков, из-за подозрений в неискренних чувствах, злонамеренности. Однако даже в состоянии острых ссор члены семьи хотя бы интуитивно догадываются о добронамеренности другой стороны, поэтому вдоволь наругавшись быстро и охотно мирятся.

    В целом отношения теплые. Членам семьи нравится и проявлять теплоту и заботливость, и получать взамен то же. Негативные моменты легко забываются и прощаются.

    Союзнический

       Семью объединяет идея, что она (семья) это добровольный союз. Этот союз призван в первую очередь сделать жизнь проще, спокойнее, безопаснее. Отношения плодотворные, рациональные. Принято "не напрягать" других членов семьи своими эмоциями. Хотя, если все же эмоции прорываются наружу, то это воспринимается другими как важное обстоятельство, на которое надо отреагировать должным образом.

    Отношения очень ровные и в целом теплые. Члены семьи боятся нарушить равновесие. Однако если кто-то в семье начинает вести себя очень пассивно, стремится паразитировать на других, другими членами семьи это останется незамеченным, будут применяться разного рода санкции.

    Члены семьи не любят лгать друг другу, стремятся к ясным, прозрачным отношениям. Вместе с тем, однако, признается право другого на личные тайны (как и на личные хобби).

    Разрозненный.

       У членов семьи разные интересы, свой собственный круг общения. Часто семью объединяет лишь то, что они живут вместе под одной крышей. Минимум контактов. Минимум эмоций. Минимум взаимных требований. Минимум взаимного интереса.

    Собутыльники.

       Члены семьи (в первую очередь это касается взрослых) объединены идеей гедонизма. Часто это неблагополучные семьи. Как правило,  у всех членов семьи низкая или неустойчивая самооценка. Много эмоций, радостных и печальных, мало разумного.

    Члены семьи охотно врут и сами себе, и другим. Основная задача лжи при этом - оправдать собственный гедонистический образ жизни. Не требовательны по отношению к другим членам семьи, потакают слабостям. Тем не менее,  конфликты разгораются часто, особенно под влиянием негативных состояний, фрустрации и раздражительности.

    Автократичный.

       В семье есть выраженный лидер. Часто им является муж при неработающей жене, склонный регламентировать жизнь других членов семьи. Так же часто им является жена, обладающая властным характером и сумевшая подчинить мужа.

    Лидер заводит определенный регламент жизнедеятельности. Лидер определяет структуру взаимоотношений в семье. Если он говорит, что надо проявлять взаимное уважение, другие члены семьи его проявляют. Если лидер не против того, что можно "иногда поплакаться", другие члены семьи дозировано проявляют эти эмоции.

    Семьи с автократичным лидером довольно стабильны.

    Мрачный.

       Члены семьи ненавидят друг друга, но в силу тех или иных обстоятельств продолжают жить друг с другом. Проявления доброго расположения очень редки. Во некоторых семьях их не бывает годами. Общение эпизодическое, часто заканчивающееся ссорами. Эмоций в семье много, но в основном отрицательных.

    В поведении члены семьи часто руководствуются вычурными мрачными смыслами, иногда религиозно-мистического характера.

    Добродушный

       Члены семьи сосредоточены на хорошем взаимном настроении. Минимум давления, максимум взаимопомощи. В таких семьях ссор может не быть годами.

    Воспитательный

       Одни члены семьи сосредоточены на воспитании других членов. В основном, конечно, речь идет о тех семьях, в центре которых находятся дети. Родители сосредоточены на том, чтобы дети росли способными и здоровыми.

    Крайний случай этого типа отношений - ипохондрический, когда взаимоконтроль достигает степени абсурда. Члены семьи начинают терроризировать друг друга разного рода придирками, страшилками.

    5 слайд

    Психологические типы семьи

    Традиционная семья:

    Цели: вписаться в общество, «быть как все», продолжить род, добиться стабильности.

    Характеристика: неосознанность, привязанность к быту, отсутствие развития, творчества, свободы, чувство собственности, автономная, домостроевская, с ритуальным равноправием, жена — глава семьи.

    Зависимая семья:

    Цели: удовлетворение психологических потребностей, увеличение эмоциональной наполненности, избегание страха одиночества, ответственности.

    Характеристика: неосознанность, иллюзия «любви», привязанность к быту, отсутствие развития, наличие комплексов, всевозможные зависимости, привязанности, нездоровая потребность друг в друге. В семье есть  тиран — жертва, жертва — спасатель, мать — сын против отца — дочери, отец — дочь против матери — сына, отец — сын против матери — дочери, мать — дочь против отца — сына, дети против родителей, родители: против детей,  борьба за власть, семья с общей проблемой.

    Партнерская семья и Договорная партнерская семья:

    Цели: ориентация на саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру.

    Характеристика: каждый берет ответственность на себя, каждый «вкладывает  в отношения», выращивание семьи как процесс, работа над отношениями, стремление к открытости, осознанность, творчество, гибкость, уникальность, открытость, стремление договориться обо всем (об отношениях, о свободе, о ревности),  постоянная корректировка договора.

    Дисгармонические психологические типы семей:

    «Внешне спокойная семья». В такой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако муж и жена испытывают чувства неудовлетворенности, скуки. Их жизнь сопровождается ощущениями зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом. За внешне благополучным фасадом скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу.

    «Вулканическая семья». В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и вновь сходятся, скандалят, ссорятся с тем, чтобы вскоре нежно любить друг друга и признаваться в любви до конца жизни, опять относиться друг к другу искренне и самозабвенно.

    В такой семье спонтанность и эмоциональная непосредственность доминируют над чувством ответственности.

    В таких семьях ребенок становится беспомощным. Он испытывает значительные эмоциональные перегрузки, как позитивные, так и негативные. Специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное психотравмирующее воздействие на личность ребенка. Вместе с тем он чувствует опасность, но не понимает ее источника. Он живет в постоянном напряжении, которое не в силах ослабить. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры. Это для него подлинная трагедия, угрожающая основам стабильности детского мира.

    «Семья-санаторий». Это тип семьи, в которой эмоциональное состояние одного из супругов выражается в повышенной тревожности за судьбу, жизнь или здоровье другого члена семьи, которым может быть супруг, кто-либо из детей или других взрослых. Эта повышенная тревожность компенсируется повышенными требованиями любви или заботы. В этот узкий круг отношений постепенно втягиваются все члены семьи. Поведение супругов принимает вид «курорта», «санатория» для одного из них. Усилия семьи затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение: для одного из членов семьи обязанности ограничиваются, для других же членов они, естественно, увеличиваются. Близкие принуждаются к проявлению все большего и большего внимания к объекту заботы. Все члены семьи постепенно объединяются этой особой заботой о нем, оставаясь при этом обделенными ею сами.

    Обычно такая модель способствует появлению своего рода семейных культов, например, культ здоровья отца в многодетной семье с одним кормильцем, культ работы отца или матери, культ здоровья больного ребенка и т.п. Независимо от того, для кого семья превращается в «санаторий» остальные члены семьи, особенно дети, ощущают дефицит семейного тепла, любви, заботы. Зато возрастает объем домашней работы, ограничиваются свободные и спонтанные формы досуга, проявления радости. Физическая и нервная перегрузка, тревожность и эмоциональная зависимость проявляются в повышенной раздражительности, в невротических срывах, в формировании различных фобических состояний (страхов).

    Семья только внешне кажется солидарной. В глубине же ее кроется тревожная зависимость одного из партнеров.

    «Семья-крепость». В основе таких семейных союзов лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и о жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и людях как носителях этого зла.

    Заботясь о своем микромире, супруги осыпают окружающих людей различными упреками, которые они сознательно или бессознательно хотели бы направить друг на друга, или, что тоже достаточно часто, на самих себя.

    Возникает ярко выраженное «мы-чувство». Они как бы психологически вооружаются против всего мира. Вся семейная жизнь жестко регламентируется и подчиняется определенным целям.

    Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется. Оно нередко лишено эмоциональной открытости и искренности. Любовь к ребенку часто приобретает условный характер, т.е. ребенка любят только тогда, когда он соответствует родительским требованиям. Воспитание приобретает черты некоей заданности, подчеркнутой правильности, излишней принципиальности. В результате это приводит к неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Нередко у него усиливаются протестные реакции, провоцируются упрямство и негативизм. Зачастую внимание ребенка фиксируется на его внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками.

     «Демонстративная семья, семья-театр». Это семьи, стабильность в которых удерживается демонстрацией специфического «театрализованного образа жизни». Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, который что-то говорит, что-то делает, что-то выражает эмоционально. При всем этом совсем неважно, что в действительности стоит за тем или иным поведением. Как правило, в таких семьях один из супругов испытывает острую и неудовлетворенную потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании. Практически постоянно он испытывает дефицит любви. «Семейный театр» призван сохранять' видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию. В общении с детьми запреты и разрешения быстро декларируются и столь же быстро забываются. Часто в «семейном театре» контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются материальными благами. Родители приобретают детям много игрушек, специальное оборудование для занятий. Воспитание передоверяется детскому саду, школе, другим общественным организациям. Детям дается «модное» воспитание. Они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой. В «театрализованном образе жизни» семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

    «Семья-третий лишний». Эта семья возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимоотношений представляют для них особую значимость, родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Это обычно происходит при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их к выполнению родительских функций. Тогда формируется стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия. Не так уж редки для таких семей случаи соперничества между молодой еще матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба и конкуренция за любовь и привязанность достаточно молодого отца.

    В таких семьях часто родители склонны внушать детям чувство неполноценности, внимание детей непрерывно фиксируется только на недостатках и несовершенствах. Это приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, к пониженной самооценке. Детям, растущим в таких семьях, свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости от родителей и подчиненности им. Возрастающая зависимость детей тяготит родителей, что провоцирует усиление них скрытого отвержения своих детей.

    «Семья с кумиром». Этот тип семьи напоминает тип «семья-санаторий». Только здесь доминирует не тревога одного из родителей по поводу другого родителя или ребенка, а гиперопека самого ребенка, отнюдь не страдающего недостатком здоровья. Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира», когда воспитание ребенка — единственное, что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом.

    Родители с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, переносят на него свои собственные нереализованные чувства. Сам ребенок оказывается объектом завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются. Преувеличиваются реальные и мнимые достоинства, как и любое, даже самое незначительное недомогание ребенка. Он воспитывается в изнеженности, заласканности, при всеобщем восхищении и умилении.

    Ребенок растет несамостоятельным, неактивным. Детям, растущим в таких семьях, свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости от родителей и подчиненности им. Возрастающая зависимость детей тяготит родителей, что провоцирует усиление них скрытого отвержения своих детей.

    «Семья-маскарад». Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать метафорическое название «маскарад». «Служа разным богам», родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание становится непоследовательным, мир для ребенка с массой неразрешимых противоречий. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, их очевидная противоречивость и нездоровая конкуренция, например, неадекватно высокая требовательность отца и как противодействие ей гиперопека и всепрощение матери, порождают растерянность ребенка, зачатки расщепления его личности. Завышенные притязания при недостаточной способности к волевым усилиям способствуют возникновению внутреннего конфликта и застойных очагов нервного перевозбуждения.

    «Гармоничная семья». Таковой принято считать семью, представляющую собой открытую систему, где есть хорошие условия для творческого роста и личностного развития всех ее членов. «Открытый брак» дает возможность сочетания теплого эмоционального отношения родителей к детям на основе постоянного созидания в ребенке уверенности в родительской любви с четко определенными правилами поведения. При таких отношениях достигается наиболее полное принятие ребенка, сохраняется глубокий контакт взрослых и детей. Для гармонизации отношений в семье необходимы совместные осознанные усилия. Если один партнер меняется, это должно сопровождаться соответствующими изменениями у другого партнера, чтобы отношения сохранили стабильность и целостность.

    6 слайд

    Умения для благоприятной погоды в доме:

    1. Держать улыбку (потому что лицо это визитная карточка).
    2. Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
    3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
    4. Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
    5. Не вступать в конфликты (лучший способ выйти из конфликта не вступать в него).
    6. Ободрять друг друга.
    7. Делать комплименты.

    7 слайд

    Притча «Две семьи»

    В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
    – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
    Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
    Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
    Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
    – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
    – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
    …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
    – Ну что ты так долго? Посмотрел?
    – Да!
    – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

    8 слайд

    Закончить нашу встречу хочу слова Льва Толстого, который сказал, что счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Желаю Вам и вашим близким  быть счастливыми дома.

    Предлагаю Вам вопросы в тесте, ответив на которые определите психологический климат своей семьи.

    Психологический климат семьи

    Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет". 

    1. Наша семья очень дружная. 
    2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе. 
    3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия. 
    4. В своем доме я чувствую себя очень уютно. 
    5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения. 
    6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке. 
    7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают. 
    8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают. 
    9. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость. 
    10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье. 
    11. В семье есть очень неуравновешенный человек. 
    12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит. 
    13. В нашей семье есть член (ы) с очень трудным характером. 
    14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга. 
    15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье. 
    16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам". 
    17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье. 
    18. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы. 
    19. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе. 
    20. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным. 
    21. У нас принято отдыхать летом всей семьей. 
    22. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п. 
    23. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах. 
    24. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера. 
    25. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная. 
    26. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
    27. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства. 
    28. По праздникам у нас обычно веселое застолье.
    29. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется. 
    30. Меня часто обижают дома. 
    31. Меня всегда радует порядок в нашей квартире. 
    32. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать. 
    33. Отношения в семье весьма натянутые. 
    34. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно. 
    35. К нам часто приходят гости. 

    Обработка данных. 
    Определяется число правильных ответов по "ключу": 
     "да" - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35; 
    "нет" - 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.
    За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл. 

    Результаты: 
    Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов. 
    0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной". 
    9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. 
    16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение. 
    23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Взаимоотношения детей в игре. Влияние на эмоциональное состояние ребёнка»

    Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс...

    «Взаимоотношения детей в игре. Влияние на эмоциональное состояние ребёнка»

      Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкн...

    семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".

    Семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников...

    Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка.

    Цвета оказывают значительное влияние на жизнь человека. Цветовая гамма интерьера и одежды оказывает психологическое воздействие и может благоприятствовать или угнетать. В этой статье мы рассмотрим как...

    Презентация на тему: "Психологический климат семьи и его влияние на развитие личности ребенка".

    Психологический климат семьи и его влияние на развитие личности ребенка....

    Презентация "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"

    Презентация для просвещения родителей и предупреждения нарушений в детско-родительских  отношениях и   эмоциональной сфере детей....

    Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка

    Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата и условие для развития ребёнка. Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, - ссор...