"Возрастные особенности детей раннего возраста".
статья на тему

Шпартько Марина Федоровна

Ранний возраст является уникальным и неповторимым периодом в жизни ребенка, поэтому заслуживает внимания и  выделяется в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Раннее развитие.18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей раннего возраста.

Ранний возраст является уникальным и неповторимым периодом в жизни ребенка, поэтому заслуживает внимания и  выделяется в дошкольном возрасте.

В раннем возрасте ребенок растет более интенсивно, как ни в какие другие периоды жизни. Это касается как физических его параметров (веса, роста), так и отдельных органов и систем.

 Например: к 7 месяцам мозг ребенка удваивается в своей массе, а 1 году 3 месяцам – утраивается.

Функции головного мозга закладываются не только наследственно, но и под действием факторов внешней среды.  В связи с этим актуально создание развивающей среды и активное участие взрослого.

Отдельные навыки и умения, не сформированные в раннем возрасте, труднее компенсировать в  старшем возрасте ребенка.  В качестве примера: дети, которые не ползают на 1-м году жизни, в дальнейшем труднее осваивают активную речь, а это, в свою очередь, влияет на успехи в школе.

Детский мозг пластичен и имеет большие компенсаторные возможности. Это означает, что даже, если у ребенка были какие-либо проблемы со здоровьем, при правильном подходе, ранней помощи, могут быть достигнуты хорошие показатели в развитии.

К моменту появления на свет у ребенка анатомически сформированы основные структуры головного и спинного мозга. Тогда как функциональное созревание происходит уже после рождения. Одной из важных функциональных характеристик нервной системы у ребенка является быстрая утомляемость, обусловленная тем, что еще не отрегулированы процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

В связи с этим необходимо правильно и рационально формировать режим дня с чередованием сна и бодрствования.

Например, родители часто жалуются на плохое засыпание и беспокойный сон ребенка ночью. При этом, когда выявляются «погрешности» в режиме дня и правильно организуется игровая деятельность, сон ребенка нормализуется.

У ребенка раннего возраста преобладает функция правого полушария над левым. Эта особенность диктует правильную организацию развивающей деятельности. Таким образом, на 1-м году актуально развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховые ориентировочные реакции, эмоции, социальное поведение, движения руки и действия с предметами, общие движения, подготовительные этапы развития понимания речи. Для 2-го года жизни: сенсорное развитие, общие движения, речь активная, речь понимаемая, игра, навыки. Для детей 3-го года жизни – те же показатели, включая конструирование, изобразительную деятельность и поведение.

Ребенок растет, и значительные изменения происходят в его опорно-двигательном аппарате. Быстрый рост, высокая потребность в кальции и витамине Д, формирование свода стопы, связанное с прямохождением – это те главные особенности, о которых мы должны знать и помнить у ребенка раннего возраста.

Для того, чтобы развитие костно-мышечной системы происходило правильно, необходимо предоставлять ребенку достаточную двигательную активность, обеспечить рациональное питание, витамины с микроэлементами,  носить правильную обувь.

Отдельно хочется обратить внимание на различные приспособления, которые достаточно часто используются в домашних условиях. Это ходунки и  прыгунки. Отношение к ним специалистов (неврологов, ортопедов и педиатров) отрицательное. Так как эти приспособления не способствуют развитию движений, а наоборот, тормозят появление самостоятельных двигательных навыков у ребенка.  Положение ног и стоп в этих приспособлениях может приводить к неправильным образцам движений, повлиять на мышечный тонус. Кроме того, находясь в ходунках, ребенок по-другому ощущает свое тело, у него позже формируются представления о балансе и равновесии. Все это будет влиять на быстроту и своевременность приобретения таких сложных навыков как ползание, стояние и ходьба.

Нормальное развитие ребенка невозможно без органов чувств. К моменту рождения сформированы все анализаторы, связанные с органами чувств. Особого внимания заслуживает зрительный и слуховой анализаторы, т. е. зрение и слух младенца. С помощью зрения человек получает 80% информации об окружающем мире. Слух влияет на формирование речи.  Поэтому, оценивая уровень развития ребенка, специалисты должны обращать внимание на то, как ребенок реагирует на зрительные и слуховые стимулы.

Хочется отметить, что в последнее время наблюдается тенденция, когда дети раннего возраста подолгу смотрят телевизор.  С одной стороны интересные картинки надолго привлекают внимание ребенка, с другой – это значительная нагрузка на глаза. Не самое хорошее влияние телевизор оказывает и на нервную систему (мы уже говорили, что процессы возбуждения и торможения у ребенка не отрегулированы). Поэтому стоит предпочесть просмотру мультфильмов чтение книги, сведя телевизор до 10-ти минут в сутки!

Что еще влияет на развитие малыша? Состояние иммунной системы. Иммунитет у ребенка еще не сформирован, у детей высокая  восприимчивость к инфекциям. Имеется четкая связь состояния соматического здоровья и развития.  В связи с этим необходимо проведение профилактических прививок, прогулки на свежем воздухе, грудное вскармливание, закаливание.

Литература:

1.Блохина Л.В., Калинина С.В., Морозова Н.И. и др.  «Служба раннего вмешательства. Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи» Москва 2007г.

2.Журнал «Современное дошкольное образование теория и практика», статья «Российская лекотека» В.Н.Ярыгин, А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина  №1 2008г. стр.46.

3. Здановская С.А.«Опыт использования телефонного интервью на первом этапе взаимодействия семьи со службой ранней помощи» научно-методический журнал «Дефектология» №2 2008 г.

4. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Н.В.Серебряковой Санкт-Петербург, 2007г.

5.Приходько О.Г. Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений  развития.

Материалы конференции  28-29 ноября 2007г. «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказания коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения  

 6.Разенкова Ю.А. Проблемы и перспективы региональной политики в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья //

Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003г.

Сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. – М.:Полиграф-сервиз, 2003. –с. 30-44.

7.Соколова Н.Д, Кувичинская А.Б., «Первые шаги на пути к  речи» Москва 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей.

Адаптация детей. Возрастные особенности детей раннего возраста....

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада»

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает мно...

Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада»...

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей»

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречае...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...