Детский сад и семья-среда развития ребёнка
консультация (младшая группа) на тему

Кантемирова Татьяна Федоровна

Детский сад и семья-среда развития ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_i_semya_-konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:


                Консультация для родителей

 «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ - СРЕДА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».

     Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

    Поиски новых подходов к организации воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях направлены на взаимодействие педагогов и родителей в формировании личности ребёнка.

   Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.

    Семья для ребенка — «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.

   В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата — правильного и полноценного развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.

    Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между родителями и педагогами:

  • трансляция родителям положительного образа ребенка;
  • ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;
  • просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;
  • совместное исследование и формирование личности ребенка.

    Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей следует строить на основе единой педагогической позиции, то есть:

  • установление доверительно-делового контакта;
  • обеспечение педагогической поддержки;
  • оказание помощи родителям в семейном воспитании;
  • организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.

     Цель взаимодействия — защитить, создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка и его индивидуальности в общем доме «детский сад — семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

     Первое направление в совместной работе ДОУ и семьи — это охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка.

   По первому направлению в детском  саду   проводится  определённая  работа, направленная на приобщение семей воспитанников к здоровому образу жизни. Большое внимание уделяем подбору здоровьесберегающих технологий, что позволяет  все спортивно — оздоровительные мероприятия сделать интересными и значимыми для охраны и укрепления здоровья детей. Мониторинговые исследования в конце года позволяют сделать вывод о высокой результативности проведенной работы.

    Второе направление по этой проблеме — создание условий для продуктивного общения по проблемным вопросам.

 Работу по этому направлению строили на основе принципов:

а) понимание, признание и принятие личности ребенка, то есть ребенок принимается таким, какой он есть;

б) эмпатия (сопереживание) — взрослые смотрят «глазами ребенка» на проблемы, исходят из интересов ребенка, его потребностей, принимать его позицию;

      Проведенная работа на втором этапе позволила создать условия для продуктивного общения на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей. Многие родители  охотно взаимодействуют не только со своим ребенком, но и с другими детьми группы, помогают  им в установлении контактов друг с другом, в разрешении возникающих проблем. В результате, улучшилась   атмосфера во взросло-детском сообществе, появились новые идеи по поводу организации более эффективной детской деятельности.

    Третье направление — создание условий хотя познавательной деятельности ребенка. Для решения этой проблемы  и семье и детскому саду нужно обратить внимание на:

а)        выработку совместной с семьей единой тактики в развитии умений ребенка, его познавательной активности;

б)        проведение мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ребенка;

в)        проведение тематических, групповых и индивидуальных консультаций,  семинаров.

   Задача сотрудничества ДОУ и родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда одна сторона воспитательного процесса принимает решение, она обязательно должна помнить о позиции второй.

    Семья — это особого рода коллектив, играющий в развитии основную и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.

     Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Личный пример родителей — важное средство влияния на воспитание ребенка. Характер отношений родственников, степень их взаимопонимания, согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

     Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи «воспитатель — ребенок — родитель» на доступном для детского восприятия уровне.

     В.А. Сухомлинский считал, что если педагог, родители и дети объединятся, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...

Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.

Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...

Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. О...

Статья «Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития ребёнка»

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовнымценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают...

Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка

Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка⠀Детский сад для родителей - это возможность делегировать часть своих обязанностей и выйти на работу, для бабушек и дедушек - это освобождение от ежед...