Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
методическая разработка
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного детского творчества.
С помощью развивающих (дидактических) игр мною решаются следующие задачи:
1) Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;
2) Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
3) Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;
4) Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Организованную образовательную деятельность осуществляю по направлениям развития ребёнка (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) и через индивидуально-развивающие занятия с учётом возраста детей, темпа их индивидуального развития на основе комплексно-тематического планирования. С этой целью мною составлена и используется в работе с детьми картотека дидактических игр:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация организованной образовательной деятельности
через создание развивающей предметно-пространственной среды
в разновозрастном детском сообществе «Светлячок»
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»
города Белёва Тульской области
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного детского творчества.
С помощью развивающих (дидактических) игр мною решаются следующие задачи:
1) Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;
2) Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
3) Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;
4) Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Организованную образовательную деятельность я провожу с детьми по подгруппам, а также организую индивидуальную деятельность с конкретным ребёнком, или, по-другому, индивидуально-развивающие занятия.
Для этого мной подготовлена развивающая предметно-пространственная среда, предполагающая разнообразную деятельность воспитанников, у ребёнка есть возможность выбора разнообразного материала, игр, пособий для индивидуальных занятий:
- игры-пособия Н.А.Зайцева: «Кубики Зайцева», «Складовая таблица Зайцева», «Стосчёт Зайцева», «240 картинок для обучения письму и чтению», «Читай и пой», «Скороговорки. Чистоговорки», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «Тысяча. И ещё…», «Орнамент», «Счётные палочки Зайцева», «Универсальная монетная система», «Дроби» разного уровня;
- игра-пособие «Складушки»,
- развивающие игры Б.П. Никитина: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Внимание. Внимание – угадай-ка», «Таблица сотни», «Точечки», «Часы», «Кубики для всех», «Дроби», «Числовые штанги», «Кирпичики»;
- развивающие (дидактические) игры других авторов: «Геоконт-стенд», «Игровой квадрат Воскобовича»,
- математическая тетрадь;
- материалы для обведения фигур и их заштриховка;
- планшеты с задачами;
- геометрическая мозаика;
- головоломки разного уровня «Монгольская игра», Гексамино», «Волшебный квадрат», «Пентамино», «Прямоугольники», «Колумбово яйцо», «Листик»;
- сложи картинку «Автомобиль», «Бабочка» и т.д. – всего 16 наименований;
- вкладыши больше-меньше: «Медвежонок», «Рыбка» и т.д. – всего 7 наименований;
- игра «Рамки и вкладыши Монтессори».
Организованную образовательную деятельность осуществляю по направлениям развития ребёнка (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) и через индивидуально-развивающие занятия с учётом возраста детей, темпа их индивидуального развития на основе комплексно-тематического планирования. С этой целью мною составлена и используется в работе с детьми картотека дидактических игр:
Картотека дидактических игр
№ | Название игры | Цель дидактической игры | Образовательная область |
1 | Найди похожую фигуру | Развивать представления детей о геометрических фигурах. Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами. | Познание ФЭМП |
2 | Противоположности | Расширять словарный запас и кругозор, ребёнка. В процессе игры формируются логические умения и навыки, развиваются пространственные представления. Ребёнок учится находить противоположности в окружающем мире, получает первое представление о словах антонимах. | Познание ФЭМП Коммуникация |
3 | Часть и целое | Развитие математических способностей, навыков классификации, умения выделять целое и часть.. | Познание ФЭМП Коммуникация |
4 | Сколько не хватает (учись, играя) | Решение примеров на сложение и вычитание, развитие усидчивости и внимания. | Познание ФЭМП Коммуникация |
5 | Русское лото (лото бочонки) | Знакомство с числами от 1 до 100, развитие внимательности, усидчивости. | Познание Художественное творчество |
6 | Цвет (учись, играя) | Учить детей объединять предметы по общему признаку, различать цвета, распределять внимание между несколькими объектами. Воспитывать внимание и усидчивость. | Познание ФЭМП Коммуникация |
7 | Формы (учись, играя) | Знакомство с основными геометрическими фигурами, учить находить похожие на них предметы | Познание ФЭМП Коммуникация |
8 | Фигуры и формы (ассоциации) | Развитие представления об основных геометрических фигурах, учить определять форму предметов, развитие наблюдательности, навыков классификации и самопроверки | Познание ФЭМП Коммуникация |
9 | Спорт (ассоциации) | Знакомство детей с основными видами спорта, одеждой, инвентарём, атрибутами и действиями спортсменов, расширять словарный запас, развивать наблюдательность, навыки классификации и самопроверки | Физическая культура Здоровье Познание Коммуникация |
10 | Закономерности (учись, играя) | Развитие логического мышления и способности к анализу. | Познание ФЭМП Коммуникация |
11 | Лото «Кем быть» | Знакомство с профессиями: парикмахера, врача, художника, военного, повара, сельскохозяйственными профессиями. | Познание Коммуникация Социализация |
12 | Кем быть или профессии (лото) | Знакомство с профессиями | Познание Коммуникация |
13 | Профессии (серия «ассоциации») | Знакомство с разными профессиями, принадлежностями и орудиями труда, которые используют люди разных профессий | Познание Коммуникация Социализация Труд |
14 | Куда нитка… (серия «половинки») | Развивать у детей умение подбирать предметы | Познание Коммуникация |
15 | Играем в прятки (серия «ассоциации») | Развитие наблюдательности, умения находить незаметные детали изображения, делать логические выводы | Познание Коммуникация |
16 | Что получится ( серия «половинки») | Знакомство детей с материалами и их свойствами | Познание Коммуникация |
17 | Что из чего сделано (учись, играя) | Знакомство с материалами и изделиями из них. Воспитание внимания и усидчивости. | Познание Коммуникация |
18 | Все работы хороши (серия «половинки») | Знакомство с профессиями, умением определять кому, что нужно для работы. | Познание Коммуникация |
19 | Лото «Мамины помощники» | Личностное развитие воспитанников, совершенствовать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы, - формирование гендерной, семейной, принадлежности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения с взрослыми; воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия; | Социализация Труд Познание Коммуникация |
20 | Кто больше? Кто меньше? (мои первые игры) | Классификация предметов, объединение их в группы по различным признакам. Формирование пространственных представлений, развитие логического мышления, внимания, памяти. | Познание ФЭМП Коммуникация |
21 | Дары лета (дорогой знаний) | Знакомство детей со счётом, умением классифицировать (грибы, овощи, фрукты) | Познание ФЭМП Коммуникация |
22 | Во саду ли в огороде | Расширение знания детей о мире растений, развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, классифицировать | Познание Коммуникация |
23 | Лето в деревне (лото) | Расширять представления детей о том, что где растёт, умением классифицировать (грибы, овощи, фрукты, растения) | Познание Коммуникация |
24 | Фигуры (дорогой знаний) | Изучение геометрических фигур и порядкового счёта | Познание ФЭМП Коммуникация |
25 | Найди и угадай (мои первые игры) | Игра развивает зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, навыки самопроверки. Ребёнок учится находить «скрытые» детали и соотносить цветное изображение с контурным. | Познание ФЭМП Коммуникация |
26 | Времена года (дорогой знаний) | Расширение представлений об окружающем мире, знакомство с временами года, а также порядковым счётом. | Познание ФЭМП Коммуникация |
27 | Времена года (серия ассоциации) | Знакомство с сезонными изменениями, умением сравнивать, анализировать информацию. устанавливать закономерности, развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру. | Познание Коммуникация |
28 | На лесной тропинке (лото) | Знакомство с окружающим миром, классификация животного и растительного мира, расширение словарного запаса | Познание Коммуникация |
29 | Кто где живёт (лото) | Знакомство с животными и средой обитания. | Познание Коммуникация |
30 | Где моя мама? (серия «половинки») | Знакомство детей с животными и их детенышами, формирование грамматического строя речи | Познание Коммуникация |
31 | Найди животное (серия «ассоциации») | Знакомство с животными, развитие умения находить целое изображение по фрагменту, развивать мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук. | Познание Коммуникация |
32 | Животные (серия «ассоциации») | Развитие представления о некоторых животных, обитающих в лесу, их внешнем виде, пище, жилище, среде обитания, развитие наблюдательности, навыков классификации и самопроверки. | Познание Коммуникация |
33 | Где моя сказка (серия «половинки») | Закрепление знаний о героях художественных произведений | Чтение художественной литературы Познание Коммуникация |
34 | Сказка за сказкой (серия «ассоциации») | Знакомство детей с героями сказок, развитие наблюдательности, активизация речи, навыков классификации и самопроверки | Чтение художественной литературы Познание Коммуникация |
35 | Лото для девочек | Расширять знания детей о том, кому что нужно | Чтение художественной литературы Познание Коммуникация |
36 | Конструктор с погремушками Колобок (от 3 до 6 лет) | Развитие мышление, пространственного воображения, формирование математического понятия «часть и целое». Развивать усидчивость, обеспечивает ребёнку эмоциональную удовлетворенность, развивает уверенность в своих силах. | Познание Художественное творчество |
37 | В стране сказок (Играй и собирай) (пазлы) (4-7лет) | Развитие мышления, пространственное воображения, воспитание усидчивости. | Познание Художественное творчество |
38 | Детский сад (Играй и собирай) (пазлы) (4-7лет) | Развитие мышления, пространственного воображения, воспитание усидчивости | Познание Художественное творчество |
39 | Времена года (Играй и собирай) (пазлы) (4-7лет) | Развитие мышления, пространственного воображения, интереса к художественному слову, воспитание усидчивости | Познание Художественное творчество |
40 | Мозаика | Развитие конструктивных способностей, различений цветов, мелкой моторики. | Художественное творчество Познание ФЭМП |
41 | Мозаика напольная Полянка | Развитие конструктивных способностей, различений цветов, мелкой моторики. | Художественное творчество Познание ФЭМП |
42 | Вкладыши: овощи, фрукты, дикие животные (конструктор деревянный) | Упражнение в различении овощей, фруктов, умения подбирать по контуру, развитие навыков классификации. Развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму. | Познание Художественное творчество Коммуникация |
43 | Вкладыши - пазлы деревянные (конструктор деревянный) Мир диких животных | Расширение представлений об окружающем мире, закрепление знаний о диких животных, активизация словаря | Познание Коммуникация |
44 | Пазлы (мягкие) Репка | Развитие конструктивных способностей, различений цветов, мелкой моторики. Воспитывать интерес к сказкам. | Познание Художественное творчество Коммуникация Чтение худ. литературы |
45 | Пазлы (мягкие) Транспорт | Знакомство с транспортом. Развитие конструктивных способностей, различений цветов, мелкой моторики | Познание Коммуникация |
46 | Пазлы (мягкие, среднего размера) Игрушки | Классификация игрушек, активизация словаря, развитие мелкой моторики. | Познание Коммуникация |
47 | Пазлы (мягкие) Фрукты | Знакомство с фруктами. Развитие конструктивных способностей, различений цветов, мелкой моторики | Познание Художественное творчество Коммуникация |
48 | Коврик-пазл | Развитие конструктивных способностей, различений цветов, мелкой моторики | Познание |
49 | Говори правильно Р | Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха | Коммуникация Познание |
50 | Говори правильно С | Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха | Коммуникация Познание |
51 | Говори правильно Ш | Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха | Коммуникация Познание |
52 | Говори правильно Щ | Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха | Коммуникация Познание |
53 | Говори правильно Л | Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха | Коммуникация Познание |
54 | Кубики – конструктор | Развитие конструктивных способностей, творчества. | Познание Художественное творчество |
55 | Домино: | Расширение представлений об окружающем мире; знакомство с правилами дорожного движения; развитие внимания. | Познание Коммуникация Социализация Безопасность |
Во саду ли в огороде | |||
Дорога | |||
Тянем-потянем | |||
56 | Домино ( в пластмассовой коробке): Любимые игрушки | Расширение представлений об окружающем мире; развитие внимания. | Познание Коммуникация |
Для детей дошкольного возраста | |||
57 | Лото пластмассовое:
| Закрепление знаний о животных Севера, пустыни, океана, тропиков, развитие внимания, воспитание любознательности. | Познание Коммуникация |
Азбука | Знакомство с буквами. | Познание Коммуникация | |
58 | Логическое домино | Развитие наблюдательности, пространственного воображения, логического мышления, моторики рук. | Познание Художественное творчество |
59 | Коврик - пазл | Развитие моторики, пространственного воображения | Познание Художественное творчество |
60 | Мягкий конструктор (Домик) Пирамида треугольник Пирамида круг | Развивает воображение, пространственное представление, память, тренирует мелкую моторику рук | Познание Художественное творчество Коммуникация |
61 | Конструктор мягкий (Домик) Кубик-головоломка (2- в желтой рамке, третий - в красной рамке) | Познание Художественное творчество Коммуникация | |
62 | Конструктор мягкий (Домик) Медведь Трактор | Познание Художественное творчество Коммуникация | |
63 | Конструктор мягкий (Домик) Танграм Овал (в зеленой рамке) | Развивает воображение, пространственное представление, память, мышление, логику, тренирует мелкую моторику рук | Познание Художественное творчество Коммуникация |
64 | Конструктор мягкий (Домик) Мотороллер | Познание Художественное творчество Коммуникация | |
65 | Пазлы в коробке (MAXI PUZZLE) Конёк – горбунок | Развитие пространственного представления, логического мышления, внимания, интереса к художественным произведениям | Познание Художественное творчество Коммуникация |
66 | Пирамидка (стаканчики) | ||
67 | Пирамидка в коробке (стаканчики) | ||
68 | Доктор (сюжетно-ролевая игра в белой коробке) | ||
69 | Настольная игра Зайчишка спешит к маме | Развитие внимания, сосредоточенности, умения соблюдать правила в игре, интереса к художественным произведениям | Познание Художественное творчество Коммуникация Социализация |
70 | Настольная игра Зайчишка спешит к маме | Развитие внимания, сосредоточенности, умения соблюдать правила в игре, интереса к художественным произведениям | Познание Художественное творчество Коммуникация Социализация |
Как Алёнушка к Бабе –Яге в гости ходила | |||
Приключения Чиполлино | |||
Гуси – лебеди | |||
Приключения Буратино | |||
Приключения Божьей коровки | |||
Приключения Алисы в стране чудес |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно-пространственной среды"
Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно-пространственной среды"...
Презентация "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно пространственной среды"
Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения...
Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней группе»
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательн...
Статья "Эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста через создание развивающей предметно- пространственной среды"
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены на решение определённых задач, в том числе, на «охрану и укрепление физического и психического здоро...
статья "Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО".
Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО....
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...