Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
методическая разработка

Сычёва Наталья Викторовна

Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного детского творчества.

       С помощью развивающих (дидактических) игр мною решаются следующие задачи:

       1) Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

       2) Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

       3) Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;

       4) Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

       Организованную образовательную деятельность осуществляю по направлениям развития ребёнка (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое)  и через индивидуально-развивающие занятия с учётом возраста детей, темпа их индивидуального развития на основе комплексно-тематического планирования. С этой целью мною составлена и используется в работе с детьми картотека дидактических игр:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация организованной образовательной деятельности

через создание развивающей предметно-пространственной среды

в разновозрастном детском сообществе «Светлячок»

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»

города Белёва Тульской области

      Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного детского творчества.

       С помощью развивающих (дидактических) игр мною решаются следующие задачи:

       1) Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

       2) Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

       3) Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;

       4) Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

        Организованную образовательную деятельность я провожу с детьми по подгруппам, а также  организую индивидуальную деятельность с конкретным ребёнком, или, по-другому, индивидуально-развивающие занятия.

       Для этого мной подготовлена развивающая предметно-пространственная среда, предполагающая разнообразную деятельность воспитанников, у ребёнка есть возможность выбора разнообразного материала, игр, пособий для индивидуальных занятий:

       - игры-пособия Н.А.Зайцева: «Кубики Зайцева», «Складовая таблица Зайцева», «Стосчёт Зайцева», «240 картинок для обучения письму и чтению», «Читай и пой», «Скороговорки. Чистоговорки», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «Тысяча. И ещё…», «Орнамент», «Счётные палочки Зайцева», «Универсальная монетная система»,  «Дроби» разного уровня;

       - игра-пособие «Складушки»,

       - развивающие игры Б.П. Никитина: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Внимание. Внимание – угадай-ка», «Таблица сотни», «Точечки», «Часы», «Кубики для всех», «Дроби», «Числовые штанги», «Кирпичики»;

       - развивающие (дидактические) игры других авторов: «Геоконт-стенд», «Игровой квадрат Воскобовича»,

       - математическая тетрадь;

       - материалы для обведения фигур и их заштриховка;

       - планшеты с задачами;

       - геометрическая мозаика;

       - головоломки разного уровня «Монгольская игра», Гексамино», «Волшебный квадрат», «Пентамино», «Прямоугольники», «Колумбово яйцо», «Листик»;

       - сложи картинку «Автомобиль», «Бабочка» и т.д. – всего 16 наименований;

       - вкладыши больше-меньше: «Медвежонок», «Рыбка» и т.д. – всего 7 наименований;

       - игра «Рамки и вкладыши Монтессори».

       

        Организованную образовательную деятельность осуществляю по направлениям развития ребёнка (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое)  и через индивидуально-развивающие занятия с учётом возраста детей, темпа их индивидуального развития на основе комплексно-тематического планирования. С этой целью мною составлена и используется в работе с детьми картотека дидактических игр:

Картотека дидактических игр

Название игры

Цель

дидактической

игры

Образовательная

область

1

Найди похожую фигуру

Развивать представления детей о геометрических фигурах.

Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами.

Познание

ФЭМП

2

Противоположности

Расширять словарный запас  и кругозор, ребёнка.

В процессе игры формируются логические умения и навыки, развиваются пространственные представления.

Ребёнок учится находить противоположности в окружающем мире, получает первое представление о словах антонимах.

Познание

ФЭМП

Коммуникация

3

Часть и целое

Развитие математических способностей, навыков классификации, умения выделять целое и часть..

Познание

ФЭМП

Коммуникация

4

Сколько не хватает

(учись, играя)

Решение примеров на сложение и вычитание,

развитие усидчивости и внимания.

Познание

ФЭМП

Коммуникация

5

Русское лото

(лото бочонки)

Знакомство с числами от 1 до 100, развитие внимательности, усидчивости.

Познание

Художественное творчество

6

Цвет

(учись, играя)

Учить детей объединять предметы по общему признаку, различать цвета, распределять внимание  между несколькими объектами.

Воспитывать внимание и усидчивость.

Познание

ФЭМП

Коммуникация

7

Формы

(учись, играя)

Знакомство с основными геометрическими фигурами, учить находить  похожие на них предметы

Познание

ФЭМП

Коммуникация

8

Фигуры и формы

(ассоциации)

Развитие представления об основных геометрических фигурах,

учить определять форму предметов, развитие наблюдательности, навыков классификации и самопроверки

Познание

ФЭМП

Коммуникация

9

Спорт (ассоциации)

Знакомство детей с основными видами спорта, одеждой, инвентарём, атрибутами и действиями спортсменов, расширять словарный запас, развивать наблюдательность, навыки классификации и самопроверки

Физическая культура

Здоровье

Познание

Коммуникация

10

Закономерности

(учись, играя)

Развитие логического мышления и способности к анализу.

Познание

ФЭМП

Коммуникация

11

Лото «Кем быть»

Знакомство с профессиями: парикмахера, врача, художника, военного, повара, сельскохозяйственными профессиями.

Познание

Коммуникация

Социализация

12

Кем быть или профессии

(лото)

Знакомство с профессиями

Познание

Коммуникация

13

Профессии

(серия «ассоциации»)

Знакомство с разными профессиями, принадлежностями и орудиями труда, которые используют люди разных профессий

Познание

Коммуникация

Социализация

Труд

14

Куда нитка…

(серия «половинки»)

Развивать у детей умение подбирать предметы

Познание

Коммуникация

15

Играем в прятки

(серия «ассоциации»)

Развитие наблюдательности, умения находить незаметные детали изображения,

делать логические выводы

Познание

Коммуникация

16

Что получится

( серия «половинки»)

Знакомство детей с материалами и их свойствами

Познание

Коммуникация

17

Что из чего сделано

(учись, играя)

Знакомство с материалами и изделиями  из них. Воспитание внимания и  усидчивости.

Познание

Коммуникация

18

Все работы хороши

(серия «половинки»)

Знакомство с профессиями, умением определять кому, что нужно для работы.

Познание

Коммуникация

19

Лото «Мамины помощники»

Личностное развитие воспитанников,

совершенствовать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы,

- формирование гендерной, семейной, принадлежности,

приобщение к нормам и правилам взаимоотношения с взрослыми; воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

20

Кто больше?

Кто меньше?

(мои первые игры)

Классификация предметов, объединение их в группы по различным признакам.

Формирование пространственных представлений, развитие логического мышления, внимания, памяти.

Познание

ФЭМП

Коммуникация

21

Дары лета

(дорогой знаний)

Знакомство детей со счётом, умением классифицировать (грибы, овощи, фрукты)

Познание

ФЭМП

Коммуникация

22

Во саду ли в огороде

Расширение знания детей о мире растений, развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, классифицировать

Познание

Коммуникация

23

Лето в деревне

(лото)

Расширять представления детей о том, что где растёт, умением

классифицировать

(грибы, овощи, фрукты, растения)

Познание

Коммуникация

24

Фигуры

(дорогой знаний)

Изучение геометрических фигур и порядкового счёта

Познание

ФЭМП

Коммуникация

25

Найди и угадай

(мои первые игры)

Игра развивает зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, навыки самопроверки. Ребёнок учится находить «скрытые»  детали и соотносить цветное изображение с контурным.

Познание

ФЭМП

Коммуникация

26

Времена года

(дорогой знаний)

Расширение представлений об окружающем мире, знакомство с временами года, а также порядковым счётом.

Познание

ФЭМП

Коммуникация

27

Времена года

(серия ассоциации)

Знакомство с сезонными изменениями, умением сравнивать, анализировать информацию. устанавливать закономерности,

развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру.

Познание

Коммуникация

28

На лесной тропинке

(лото)

Знакомство с окружающим миром,

классификация животного и растительного мира,

расширение словарного запаса

Познание

Коммуникация

29

Кто где живёт

(лото)

Знакомство с животными и средой обитания.

Познание

Коммуникация

30

Где моя мама? (серия «половинки»)

Знакомство детей с животными и их детенышами,

формирование грамматического строя речи

Познание

Коммуникация

31

Найди животное (серия «ассоциации»)

Знакомство с животными, развитие умения находить целое изображение по фрагменту, развивать мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Познание

Коммуникация

32

Животные

(серия «ассоциации»)

Развитие представления о некоторых животных, обитающих в лесу, их внешнем виде, пище, жилище, среде обитания, развитие наблюдательности, навыков классификации и

самопроверки.

Познание

Коммуникация

33

Где моя сказка

(серия «половинки»)

Закрепление знаний о героях художественных произведений

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

34

Сказка за сказкой

(серия «ассоциации»)

Знакомство детей с героями сказок, развитие наблюдательности, активизация речи, навыков классификации и самопроверки

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

35

Лото для девочек
«Маленькая принцесса»

Расширять знания детей о том, кому что нужно

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

36

Конструктор с погремушками

Колобок

(от 3  до 6 лет)

Развитие мышление, пространственного воображения,

формирование математического понятия

«часть и целое».

Развивать усидчивость, обеспечивает ребёнку эмоциональную удовлетворенность,

развивает уверенность в своих силах.

Познание

Художественное творчество

37

В стране сказок

(Играй и собирай)

(пазлы)

(4-7лет)

Развитие  мышления, пространственное воображения,

воспитание усидчивости.

Познание

Художественное творчество

38

Детский сад

(Играй и собирай)

(пазлы)

(4-7лет)

Развитие  мышления, пространственного воображения,

воспитание усидчивости

Познание

Художественное творчество

39

Времена года

(Играй и собирай)

(пазлы)

(4-7лет)

Развитие мышления, пространственного воображения,

интереса к художественному слову,

воспитание усидчивости

Познание

Художественное творчество

40

Мозаика

Развитие конструктивных способностей,  различений цветов, мелкой моторики.

Художественное творчество

Познание

ФЭМП

41

Мозаика напольная

Полянка

Развитие конструктивных способностей,  различений цветов, мелкой моторики.

Художественное творчество

Познание

ФЭМП

42

Вкладыши:

 овощи,

фрукты,

дикие животные

(конструктор деревянный)

Упражнение в различении овощей, фруктов, умения подбирать по контуру,

развитие навыков классификации.

Развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму.

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

43

Вкладыши - пазлы деревянные

(конструктор деревянный)

Мир диких животных

Расширение представлений об окружающем мире, закрепление знаний о диких животных,

активизация словаря

Познание

Коммуникация

44

Пазлы (мягкие)

Репка

Развитие конструктивных способностей,  различений цветов, мелкой моторики.

Воспитывать интерес к сказкам.

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

Чтение худ.

литературы

45

Пазлы

(мягкие)

Транспорт

Знакомство с транспортом.

Развитие конструктивных способностей,  различений цветов, мелкой моторики

Познание

Коммуникация

46

Пазлы

(мягкие, среднего размера)

Игрушки

Классификация игрушек, активизация словаря, развитие мелкой моторики.

Познание

Коммуникация

47

Пазлы

(мягкие)

Фрукты

Знакомство с фруктами.

Развитие конструктивных способностей,  различений цветов, мелкой моторики

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

48

Коврик-пазл

Развитие конструктивных способностей,  различений цветов, мелкой моторики

Познание

49

Говори правильно Р

Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха

Коммуникация

Познание

50

Говори правильно С

Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха

Коммуникация

Познание

51

Говори правильно Ш

Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха

Коммуникация

Познание

52

Говори правильно Щ

Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха

Коммуникация

Познание

53

Говори правильно Л

Развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха

Коммуникация

Познание

54

Кубики –

конструктор

Развитие конструктивных способностей, творчества.

Познание

Художественное творчество

55

Домино:

Расширение представлений об окружающем мире; знакомство с правилами дорожного движения;

развитие внимания.

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Во саду ли в огороде

Дорога

Тянем-потянем

56

Домино

( в пластмассовой коробке):

Любимые игрушки

Расширение представлений об окружающем мире;

развитие внимания.

Познание

Коммуникация

Для детей дошкольного возраста

57

Лото пластмассовое:


Мир животных

Закрепление знаний о животных Севера, пустыни, океана, тропиков,

развитие внимания, воспитание любознательности.

Познание

Коммуникация

Азбука

Знакомство с буквами.

Познание

Коммуникация

58

Логическое домино

Развитие наблюдательности, пространственного воображения,

логического мышления,

моторики рук.

Познание

Художественное творчество

59

Коврик - пазл

Развитие моторики, пространственного воображения

Познание

Художественное творчество

60

Мягкий конструктор

(Домик)

Пирамида треугольник

Пирамида круг

Развивает

воображение, пространственное представление, память, тренирует мелкую моторику рук

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

61

Конструктор мягкий

(Домик)

Кубик-головоломка (2- в желтой рамке, третий -  в красной рамке)

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

62

Конструктор мягкий

(Домик)

Медведь

Трактор

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

63

Конструктор мягкий

(Домик)

Танграм

Овал

(в зеленой рамке)

Развивает

воображение, пространственное представление, память,

мышление, логику, тренирует мелкую моторику рук

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

64

Конструктор мягкий

(Домик)

Мотороллер

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

65

Пазлы в коробке

(MAXI PUZZLE)

Конёк – горбунок

Развитие пространственного представления, логического мышления,

внимания, интереса к художественным произведениям

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

66

Пирамидка (стаканчики)

67

Пирамидка в коробке

(стаканчики)

68

Доктор (сюжетно-ролевая игра в белой коробке)

69

Настольная игра

Зайчишка спешит к маме

Развитие внимания, сосредоточенности,

умения соблюдать правила в игре,

интереса к художественным произведениям

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

Социализация

70

Настольная игра

Зайчишка спешит к маме

Развитие внимания, сосредоточенности,

умения соблюдать правила в игре,

интереса к художественным произведениям

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

Социализация

Как Алёнушка к Бабе –Яге в гости ходила

Приключения Чиполлино

Гуси – лебеди

Приключения Буратино

Приключения Божьей коровки

Приключения Алисы в стране чудес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно-пространственной среды"

Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно-пространственной среды"...

Презентация "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно пространственной среды"

Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения...

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней группе»

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательн...

Статья "Эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста через создание развивающей предметно- пространственной среды"

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены на решение определённых задач, в том числе, на «охрану и укрепление физического и психического здоро...

статья "Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО".

Экологическое образование  в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО....

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...