Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического материала.
консультация (подготовительная группа) на тему

Ласточкина Татьяна Станиславовна

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического

материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического

материала.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей -развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие. К сожалению часто работа с родителями ведется только по тем направлениям педагогической пропаганды, при которых семья является лишь объектом взаимодействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается и возможности семейного воспитания не используется в полной мере. Как сделать так, чтобы участие родителей в образовательном процессе было более активным. Работая над темой «Развитие умственных   способностей   детей  через  дидактические   игры         конструктивного и


математического содержания» мы решили использовать следующие методы взаимодействия с семьей ребенка.

  1. Занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных возрастных особенностей развития ребенка. На занятиях мы информируем родителей о том, что конкретно они должны делать, чтобы помочь ребенку в решении заданий.
  2. Предлагаем родителям поработать над темой о значении занимательного материала в умственном развитии ребенка. Взрослые не только получают информацию, но и активно участвуют в конкурсах, экспериментах, изготовлении дидактических игр.

Проведен семинар-практикум «Роль дидактических игр математического и конструктивного содержания в развитии логического мышления». Вопросы были скомплектованы   по трем направлениям:

  • сущность и особенность развивающих игр Б.П. Никитина;
  • игры - головоломки   или геометрические конструкторы;
  • использование работы с палочками Кюизенера в обучении основам математики и конструирования.

Подведение родителей к мысли, что опосредованно через ребенка родители опускаются до его уровня и становятся интересными для самих детей. Проводились     вечера     досуга,     круглые     столы,     выставки,     анкетирование, индивидуальные консультации   с родителями по проблемам развития ребенка.

Какие же педагогические задачи можно решить, приобщая детей и родителей к дидактическим играм математического содержания? Естественным видом деятельности детей, способствующего самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности - является игра. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к последовательному и творческому поиску, желание и умение учиться. Желание достичь цели - составить фигуру, модуль, дать ответы, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий.

Занимательные игры, способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение


практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребенка умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению творчества. Придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из геометрических конструкторов «Танграм», «Колумбово яйцо», Листик» и др)

Работу с родителями следует вести одновременно с детьми. Этим будет обеспечено разнообразные воздействия на ребенка, направленных на воспитание у него интереса к играм, занимательным задачам, обучение их поиску ответов, решений.

Руководство играми занимательного характера должен осуществлять воспитатель.

Уместно рассказать родителями о том, как учить ребенка воспринимать умственную задачу, представленную в игре, анализировать условие, исходных данных, обучать поисковым действиям через выдвижение предположений, апробирование разных путей, способам доказательства правильного или ошибочного поиска.

В руководстве деятельности детей важна опора на наглядность. Возможна и частная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрения ребенка.

Родителям   следует   указывать   конкретные   рекомендации   по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений. Учитывая    индивидуальные    возможности    ребенка    воспитатель    дает    советы родителям по организации той или иной игры.

Знакомя родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, воспитатель организует просмотр игр, в которых используется занимательный материал, а так же наблюдение за самостоятельными играми детей.

При подведении итогов педагог подчеркивает своеобразие мыслительной деятельности детей, говорит об индивидуальности каждого ребенка, развивающим влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

Интересные совместные мероприятия с участием педагогов, родителей и детей способствует активизации творчества родителей, их изобретательности, активности и в оснащении игротек, создание условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая гостиная для родителей«Организация игр детей с использованием занимательного математического материала»

Знакомство родителей с использованием занимательного математического материала при обучении дошкольников математике...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.

Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...

Консультация для педагогов "Развитие умственных способностей детей через занимательную математику"

Консультация для педагогов "Развитие умственных способностей детей через занимательную математику"...

Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование занимательного математического материала

Осинина Татьяна Сергеевна  воспитатель детского сада № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода. «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста ...

Статья «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».

Статья «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала»....