Статья «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».
статья (старшая группа)

Бурлакова Елена Николаевна

Статья «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».

Бурлакова Е.Н. воспитатель высшей категории

г. Дзержинск МБДОУ «Детский сад№95»

Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра- это потребность ребёнка.

Тогда, в чём же дело, почему дети перестают играть в те игры, которые предлагают им воспитатели в детском саду?Почему современные дошкольники не хотят играть в дидактические игры? На самом деле, дети уверены в том, что они играют. С их точки зрения игра должна быть именно такой. А мы, взрослые, наблюдая за такими детьми, понимаем, что идёт деградация и разрушение  игровой деятельности.

Я хочу сравнить группы детей 2007 года рождения, 2012 года рождения и 2017 года рождения. Интересен тот факт, что в группе детей 2017 года рождения (25 человек) этой проблемы ещё не существовало. Дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые, подвижные игры, интересовались дидактическими играми, с удовольствием объединялись в группы для совместной игры. В группе детей 2012 года рождения (25 человек) появилось двое детей, которые совсем не играли с игрушками, не принимали участия ни в каких видах игр. Единственным и любимым их занятием была игра в догонялки. Любая попытка переключить их внимание на другой вид игры или на другой вид деятельности воспринималась как наказание. При этом, каких-то отставаний в развитии, нарушений развития у этих детей не было. Это были хорошие дети из довольно состоятельных семей. При беседе с родителями выяснилось, что эти дети и дома не играют с игрушками. Всем игрушкам они предпочитали планшет и компьютер. Тогда я впервые столкнулась с этой проблемой. А когда выяснилось, что в группе детей 2017 года рождения из 18 детей уже шестеро не играют с игрушками, мне стало тревожно. Картина была та же: все дети из благополучных, довольно состоятельных семей. У всех этих детей уже с трёх лет был доступ к играм на телефоне, планшете и компьютере. Проблема усугубилась ещё и тем, что эти дети воспринимали время нахождения в детском саду, как наказание. Им было не интересно, они тосковали , т.к. рядом нет привычных гаджетов. Я стала задавать себе вопрос «Почему так происходит и что делать?».

Я условно разделила детей на две группы: «Играющие» и «неиграющие дети» и провела наблюдение. Выяснилось, что дети, которые играют только в компьютерные игры не усидчивые, рассеянные, гиперактивные, более агрессивные, чем их сверстники, по рассказам родителей, склонны к истерикам по любому поводу. Познавательный интерес у таких детей есть, но он становится каким-то однобоким и связан, в основном, только с компьютерными играми и социальными сетями (Например, ТikTоk).

Ознакомившись с соответствующей литературой,  я пришла к выводу, что данная проблема, скорее всего, вытекает из проблемы клипового мышления.

Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.

Мотив у ребенка возникает на основе положительной эмоции под воздействием сильной, доминирующей мотивации. Доминирующая мотивация была описана Алексеем Алексеевичем Ухтомским (русский и советский физиолог, академик Академии наук СССР) и названа им доминантой. Современные гаджеты - это средства, формирующие мотивацию детей.

Клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества и повернуть этот процессвспять невозможно.Таким образом, нужно принять эту проблему и найти способы её решения. Помочь детям, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых.

Я определила три направления своей работы:

1. Использование занимательного математического материала на занятиях, в организованной свободной деятельности, в индивидуальной работе.

2. Организация РППС

3. Работа с родителями.

В этой статье я хочу раскрыть первое направление своей работы-использование занимательного математического материала на занятиях, в организованной свободной деятельности, в индивидуальной работе.

Пособия, о которых пойдет речь, известны очень давно и имеются в каждом дошкольном учреждении.  Но они довольно редко используются воспитателями: это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина,  счетные палочки,  игры с геометрическими фигурами типа «Танграм».

Я хочу показать эффективность и необходимость использования этих пособий.

И начну с уникального материала, который называется логические блоки Дьенеша. Они разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Эффективность этого и других пособий обусловлена психологическими особенностями ребёнка. Познание предметов через манипулирование и игру с ними.Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: форме, цвету, размеру и толщине.

Игры с логическими блоками позволяют решать следующие задачи:

– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

– развивать пространственные представления.

– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,

– развивать речь.

Работу с блоками Дьенеша можно начинать с младшей группы. Сначала это будут элементарные задания (« Найди фигуру такого же цвета» или «сложи в корзинку зайке только круглые фигуры»). В каждой возрастной группе задания усложняются.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете». Придумал такое развивающее пособие учитель младших классов из Бельгии Джордж Кюизенер в 1952 году. Его методика очень понравилась специалистам-педагогам она прекрасно дополняла любые традиционные методы обучения детей.

- С помощью палочек можно знакомить с количественным и порядковым счетом, образованием чисел в пределах 10, с составом числа из единиц, из 2-х меньших, складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.

- Благодаря палочкам,   развивается логическое мышление.

- Палочки дают возможность получать знания в результате исследований.

- Содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

Помимо того, что палочки Кюизенера помогают решать основные задачи, они ещё и  развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера можно использовать  в работе с детьми с двух лет.  В младших группах дети могут выкладывать из палочек геометрические фигуры, складывать «конфеты» одного цвета в коробочку и т. д. Постепенно задания усложняются.

 Вывод: Методика Кюизенера–не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Игры - начало упражнений ума, тренировка мозга, направленная на решение задач от элементарных к более сложным. На этом принципе созданы детские головоломки Никитина.

Один из первых видов игрушек, который появляется у малыша - кубики. С их помощью у ребёнка развивается пространственное мышление, умение конструировать и фантазия. Это развивает моторику, привычку работать как головой, так и руками.Я использую в работе игры Никитиных из серии «Сложи узор». Кубики в наборе раскрашены не только по граням, но и по диагонали. С их помощью можно выкладывать разноцветные узоры. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е. выполнять уже творческую работу.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

К сожалению, и такой материал, как обычные счетные палочки, используется редко или в узком направлении. Например, при обучении количественному счёту или при знакомстве с составом числа из двух меньших.

Хотя их можно использовать в задачах на смекалку, головоломках, в занимательных играх.  (Например, как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?) Дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. Такой материал можно использовать при организации свободной деятельности детей, для закрепления пройденного материала, для индивидуальной работы или включать в занятие по формированию элементарных математических представлений. При выполнении задания, дети выполняют практические поисковые действия ( перекладывание, подбор) и мыслительные ( обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).  Занимательные игры с палочками позволяют закрепить знания о форме, количестве, о пространственных отношениях.

Игры с геометрическими фигурами типа «Танграм».

Всем ли известно, что такое танграм? Это одна из известных головоломок. Она родилась в Китае более 3000 лет назад. Из 7 элементов, на которые разделен квадрат, можно составить множество различных предметов и фигур животных. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.

Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект.

Такие игры позволяют закреплять знания детей о форме, развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, развивать мелкую моторику, воспитывать терпение, усидчивость, самостоятельность.

ВЫВОД: Конечно, использование детьми дошкольного возраста гаджетов, распространение интернета и соцсетей оказывают своё влияние на развитие нового поколения.Но, нельзя упускать из вида и недостатки в работе воспитателей.Часто, в детских садах работа по воспитанию и обучению дошкольников через дидактические игры осуществляется изредка, игра не рассматривается как средство воспитания и сплочения детей в группе.

Что ж, выбор методов и материалов за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите. Главное, чтобы вашим детям было интересно, они с удовольствием играли и вы видели результат своих трудов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование занимательного математического материала в развитии умственных способностей ребёнка"

Статья о необходимости использования занимательного математического материала в развитии умственных способностей ребёнка. В ней раскрывается роль, значение и руководство по использованию занимательных...

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического материала.

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математическогоматериала....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование занимательного математического материала

Осинина Татьяна Сергеевна  воспитатель детского сада № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода. «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста ...

«Современные проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД:«Современные проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивае...

Педагогический опыт по теме: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра -...

Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...