Педагогический опыт по теме: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».
материал

Виннова Жанна Васильевна

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vinnova.docx77.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЗАХАРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1    ЗАХАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

По теме: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».

Винновой Жанны Васильевны

воспитателя

МДОУ Захаровский детский сад №1 ,

с. Захарово

Захаровский муниципального района

2019 год

Содержание:

1 Информация об опыте…………………………………………………………….3

  1.1.Условия возникновения и становления опыта…………………..3

  1.2.Актуальность опыты…………………………………………………………….5

  1.3.Ведущая педагогическая идея……………………………………………5

  1.4.Длительность работы над опытом……………………………………..6

  1.5.Диапозон опыта…………………………………………………………………..6

  1.6.Теоретическая база опыта…………………………………………………..7

  1.7.Новизна опыта………………………………………………………………………8

2 Технология опыта……………………………………………………………………..9

3.Результативность опыта……………………………………………………………15

4.Библиографический список……………………………………………………..17

5.Заключение……………………………………………………………………………….18

Раздел 1

Информация об опыте

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

1.1.Условия возникновения и становления опыта.

Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольных учреждений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики. Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей . Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость. Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Данный опыт сформирован в условиях сельского МДОУ «Захаровский детский сад №1в группе « Капелька» села Захарово, Рязанской области. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ «Захаровский детский сад №1с. Захарово, Рязанской области с учётом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Выбор темы обусловлен тем, что в условиях реализации ФГОС ДОУ одним из принципов дошкольного образования  является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Меня всегда привлекали точные науки и, когда я стала работать с дошкольниками, меня удивило, что детям на занятиях по математике бывает скучно, они с трудом усваивают математические знания. И тогда я поняла, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Началом работы по теме стало проведение диагностики по определению уровня развития  элементарных математических представлений у детей среднего возраста. По результатам диагностики были выявлены следующие результаты: большинство детей в  группе находятся на среднем уровне математического представления. Количество детей с высоким уровнем в  группе составляет 3 (14 %) человека, на среднем уровне  — 13 (62 %) человек, на низком 5 (24 %) человек. В ходе диагностики было отмечено, что для некоторых детей указанные задания не вызвали затруднений, а у некоторых детей наблюдаются затруднения, ошибки в выполнении заданий, часто требуется помощь воспитателя. Все это говорит о необходимости разнообразить подходы, с помощью которых может произойти повышение уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста.

1.2.Актуальность опыты.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда носит систематический характер. Концепция по дошкольному образованию и требования к содержанию дошкольного образования выдвигают ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим проблема использования занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников представляется мне актуальной.

1.3.Ведущая педагогическая идея опыта

Заключается в том, чтобы выявить роль занимательного (игрового) математического материала в развитии интереса у дошкольников.

Мне хотелось научить детей думать, хорошо ориентироваться в пространстве и в окружающем их мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимая самостоятельные решения.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».

1.4.Длительность работы над опытом

Длительность  работы над опытом охватывает период с сентября 2017года по май 2019 года и  включает 3 этапа:

Первый этап – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года - выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, диагностическое обследование детей, изучение методической и специальной литературы по данной теме.

Второй этап –2018год-выбор материалов и форм работы по решению поставленных задач, корректировка задач, составление конспектов, сценариев.

Третий этап - итоговый – январь, февраль, март, апрель, май 2019 года-обобщение опыта, оценка результатов, описание опыта .

1.5.Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой педагогических мероприятий по формированию элементарных математических представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста на основе занимательного математического материала в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, а также в свободной деятельности детей.

1.6.Теоретическая база опыта

Изучала труды известных психологов А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. М. Мушиной, Г. И. Минской, С. Л. Новоселовой. Результаты проведенных ими исследований, дают основание полагать, что специальные развивающие формы обучения таят в себе мощные резервы для умственного развития.

Работая с детьми, я пришла к выводу о необходимости широкого использования игрового занимательного материала на занятиях по математике. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? » - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

1.7.Новизна опыта

Заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием, логических игр, блоков Дьенеша, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. Одним из наиболее эффективных пособий, на мой взгляд, являются логические игры, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов, самостоятельности  в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях, развитие способности к самостоятельному изготовлению игрового материала.   Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.

Раздел 2

Технология опыта.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:

формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.

Были определены следующие задачи в работе

1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления, умение гибко, оригинально мыслить);

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

Работа проводилась следующим образом:

Мною был разработан план самообразования  по теме «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений». Составлен перспективный план работы с детьми и родителями.

В течение двух  лет я занималась этой темой, изучила специальную литературу, программные требования, приняла участие в нескольких вебинарах (один из которых «Моя математика» для детей 4-5 лет «Играем и считаем»)

Начиная работу с детьми, я провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений не соответствовал требованиям ООП. Первые шаги показали, как необходимы инновационные технологии при разработке ОД, изготовлении пособий, закреплении пройденного материала, работе с детьми.

В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены математические игры и другой занимательный математический материал (блоки Дьенеша, карточки и символы для игры с блоками Дьенеша, загадки-шутки, танграм, счётные палочки, математические раскраски)

Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, считалочки, задачи-шутки, математические физкультминутки и подвижные игры, математические сказки.

Мною была разработана система работы по теме «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений». Составлен перспективный план работы с детьми и родителями.

Работа проводилась следующим образом:

Был изменён подход к способам проведения занятий, их основой стали игры, элементы занимательности, творческие задания, квест-игра.

Игровой занимательный материал очень разнообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие формы:

- игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных    палочек, блоков Дьенеша, логических фигур, математического планшета.

-загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, математические сказки.

-игры – головоломки (танграмм)

-подвижные математических игры и физкультминутки математического содержания.

-компьютерные презентации математического содержания.

-динамический этюд «Времена года».

-стихи для запоминания дней недели, календарных месяцев.

-игры и беседы на тему «Части суток».

В работе с детьми проводились математические досуги: «Путешествие в страну Математики», «Потерянные сокровища», конкурсы, игры-соревнования. В их содержание включались занимательные задачи, загадки, задачи-шутки, разгадывание лабиринтов, которые формируют творческое мышление, умение думать, рассуждать, доказывать.

Для того чтобы поддерживать интерес у дошкольников в процессе организованной образовательной деятельности использую инновационные формы:

- демонстрация опытов,

-театрализация с математическим содержанием (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

-игры-сомнения, в которых ищется истина

-квесты (работа со схемами, детективные сюжеты)

-сюжетно-ролевые игры

Я хочу рассказать, какие технологии и как я применяю в познавательном развитии для формирования математических представлений:

1.Проектная деятельность.

С октября по февраль 2017 г. мною был разработан и реализован проект «Учимся, играя» участниками которого вместе со мной стали дети и родители группы. Родители с удовольствием участвовали в изготовлении дидактических игр и пособий (математическое лото, геометрическая мозаика, «Покорми животное», «Гусеница», «Собери бусы», «Подбери блюдце к чашке», «Укрась матрёшку», «Математические часы»), оказали помощь в изготовлении  лепбука «Занимательная математика» Вместе с детьми мы сделали своими руками дидактические игры («весёлый счёт», «математический коврик) Родителям  были представлены буклеты и консультации. Итогом проекта стал открытый показ занятия «Путешествие в страну геометрических фигур». После завершения проекта была проведена диагностика математических способностей детей, которая показала эффективность проекта.

2.ИКТ технологии.

Математические несложные презентации дают возможность не использовать много дидактических пособий, а также они могут стать живыми, начать «разговаривать» с детьми. (Презентации в виде игры «Давай посчитаем», «Устный счёт», «12 месяцев», «Состав числа» «Мышки, сыр и дроби», интерактивное пособие «Помоги Незнайке»)

3.Головоломки, логические игры:

-игры с блоками Дьенеша

-танграмм

-планшет Логико-малыш

4.Здоровьесберегающие технологии:

-физкультминутки математического содержания

-математические подвижные игры

-динамические этюды «Времена года», «Части суток», «Дни недели».

5.Опытно-эксперементальная деятельность. ( Комплексное занятие по математике с элементами экспериментирования и использованием ИКТ «Загадочное письмо»)

6.Квесты, работа со схемами, детективные сюжеты. (Дидактическая игра «Клад», «Построй дорожку по схеме», НОД «Путешествие в страну геометрических фигур», НОД «Спасём Карлсона от болезни», развлечение «Потерянные сокровища» и др.)

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль.

Использую разные формы работы с родителями:

- знакомлю с занимательными и развивающими играми

-общие и групповые родительские собрания

-консультации

-проект с участием родителей «Учимся играя»

- изготовление дидактических игр совместно с родителями

-мастер-класс для родителей

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

-совместное создание предметно-развивающей среды.

Применение занимательного математического материала повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, он способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Своим опытом, наработками делюсь с педагогами.

На районном методическом объединении дошкольных организаций выступила с мастер - классом «Блоки Дьенеша-забавная игра для ума», подготовила выставку математических пособий, многие из этих пособий были сделаны руками родителей нашей группы «Покорми животное», «Математические часы», «Гусеница», «Закончи ряд», «Укрась матрёшку», «Подбери чашку к блюдцу».

Заняла второе место в муниципальном конкурсе «Лучший мастер- класс педагогов ДОУ», на котором показала, как изготовить дидактическое математическое пособие вместе с детьми. Были проведены открытые занятия для педагогов ДОУ «Путешествие в страну геометрических фигур», занятие по математике с элементами экспериментирования и использованием ИКТ: «Загадочное письмо».

Участвовала и одержала победу в конкурсе «Воспитатель года-2019 « на уровне ДОУ.

Раздел 3

Результативность опыта

Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использую следующие методы контроля:

- анализ деятельности детей на занятиях;

- анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений.

- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

Результат исследования на начала учебного года.

Результат исследования на конец учебного года.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

По итогам анализа проведённой диагностики, можно сделать вывод о том, что использование занимательного математического материала способствовало.

- Активизации умственной деятельности детей.

- Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.

- Формированию основ творческого мышления.

- Развитию эмоционально-волевой сферы.

- Развитию коммуникативных навыков.

- Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений

- Повышению интереса детей к математике

Раздел 4

Библиографический список

Список используемой в работе литературы

1.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей»

2.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка»

3. Практический курс математики Вавилов, Ю. П. «Игры для внимательных и сообразительных»

4.Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б., «Давайте вместе поиграем.» 5.Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша.: ООО «Корвет»

6. «Праздник в стране Блоков» Б.Финкелыптейн; Л.Лабутина

Список интернет ресурсов

1.        https://minobr.ryazangov.ru /-сайт Министерства образования Рязанской области

2.        https://zaharovo1.tvoysadik.ru/-сайт МДОУ Захаровский детский

3.        http://dovosp.ru/ - журнал «Дошкольное воспитание»;

4.        http://www.maam.ru.-Международный образовательный портал

5.         http://vospitatel.com.ua.- Всё для воспитателя

6.        http://www.babylessons.ru.- Детские уроки:

7.        http://www.specialist-detsada.ru.- Всё для работников ДОУ

8.        http://www.razvitierebenka.com.- Развитие ребёнка

9.        http://www.razumniki.ru/razvitie_rechi_detey.html.- Развитие детей:

10.        http://nsportal.ru/detskiy-sad.- Социальная сеть работников образования

11.         http://ped-kopilka.ru.- Учебно-методический кабинет

12.         https://dohcolonoc.ru/-журнал «Дошколёнок»

13.         http://www.detsadd.narod.ru.- Для воспитателей

14.         http://prezentacii.com/detskie/.- Портал готовых презентаций и шаблонов

15.        http://rirorzn.ru/-сайт - РИРО Рязань

16.        http://poznaemmir.com  - Блог о воспитании детей познаём мир

17.        http://razvivash-ka.ru – математические игрушки своими руками

18.        http://centrprazdnika.ru - центр праздника

19.        https://infourok.ru/  - официальный сайт проекта «Инфоурок»

20.        https://www.maam.ru/ -международный образовательный портал

Раздел 5

Заключение.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...

План самообразования воспитателя на 5 лет по теме "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

В данном материале представлен индивидуальный план воспитателя на 5 лет по теме  "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у...

Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯЦель и задачи самообразования по темеЦель:1. Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математическ...

«Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2019- 2021 учебный год

План самообразования воспитателя Тема самообразования: Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ОБЩИЕ СВЕДЕНИ...

Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...