Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»
консультация на тему

Медведева Ольга Ивановна

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"

Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2017.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Краснянский детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»

Консультация для воспитателей  «Использование занимательного математического  материала при формировании элементарных математических представлений»

     Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

    Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний. Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и не сформированость собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

     В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Поскольку учебники математики вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.

    Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок. В начале предлагается использование самых простых игр: игры с разборными башенками, бочонками, упражнения с конструктором и цветными логическими блоками, целью которых освоение свойств, и обозначение их словами «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине: «Найди все фигуры (блоки, детали, как эта» по цвету (по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру). «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. В игре «Цепочка» от произвольно выбранной фигуры детям нужно построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы. Аналогично организуется игра с разноцветными фигурами «Раздели фигуры»: детям предлагается разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Более сложный вариант этой игры: разделить фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

    Для прочного усвоения знаний, детей нужно заинтересовать действиями с математическим материалом. Для этого в игре используются привлекательные наглядные пособия, занимательный разговор с математическими шутками, создается хороший эмоциональный фон. В качестве иллюстративного материала используются игрушки, предметы быта, постепенно включается деятельность с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, простейшими схемами. Далее целью использования лего-конструктора и логических блоков, геометрических фигур в играх становится научить решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

В работе увеличивается доля словесного занимательного материала – задачки-шутки, считалки, игровые задания, словесные игры и упражнения, в основе которых действия по представлению («Кто быстрее назовёт», «Что длиннее, что короче?», «Как по-другому?», «Найди и назови»). Для поддержания интереса постоянно вносятся элементы занимательности, соревнования. Предлагаются задания, в которых тренируются произвольное внимание и память (игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка»).

    Широко используется занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетается с игровыми упражнениями в счете с участием различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем обследования). Учитывая, что дети должны ориентироваться в пространстве, в практику работы включены логические игры и лабиринты.

    Переходя от простых заданий к более сложным, уделяйте внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она ещё называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагать задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздание образных фигур, сюжетных изображений.

  Ещё одной занимательной игрой является «Коломбово яйцо». После рассмотрения и называния частей, определения формы и размера, детям предлагается найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры(треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам.

    Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков состоит из48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, толщиной, размером. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

  Игры с  палочками Кюизенера также как и Блоки Дьенеша тоже заняли прочное место в развивающей среде. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Возникающих в мышлении ребенка, как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования).  Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

       Одним из средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. Это такая книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме.

   Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста. В уголке имеются лэпбуки по темам: «Морская математика», «Математика вокруг нас», «Таинственный мир математики».

     Таким образом, в этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность, формируется привычка к умственному труду. Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением.

 Выводы

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок.

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.

При условии правильно организованной учебно-воспитательной работы уже пяти – шестилетний ребенок способен овладеть такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, сериация, обобщение и сравнение.

     Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательное занятие по формированию элементарных математических представлений «В стране Смешариков», с детьми 4-5 лет.

Данное занятие проводилось с мультимедийным сопровождением. При отсутствии сопровождение,все задания могут предлагаться детям на заранее приготовленных картах или листах....

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...

Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений

Перспективный план включает в себя  использование элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений во 2 младшей, средней и старшей группе...

Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников

В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"

Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.Эти задачи решаются в процессе ознакомления д...