Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
статья по математике

Шаулина Анжела Викторовна

Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживляет образовательную деятельность, приучает считаться с интересами товарищей. Вот почему включение в работу занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят доброе, бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снижает утомлённость, поддерживает внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование занимательного материала для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

«Сделать серьёзное занятие для детей занимательным –

 вот задача первоначального обучения».

К.Д.Ушинский.

      Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к математике в школе, но и всестороннее развитие детей. «Без знания ребёнка -его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей- нет воспитания», - утверждал В.А. Сухомлинский.         Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. «Ум без догадки – гроша не стоит», - гласит народная пословица. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать детей, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять их в других видах деятельности, новой обстановке.

      Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживляет образовательную деятельность, приучает считаться с интересами товарищей. Вот почему включение в работу занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят доброе, бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снижает утомлённость, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал по математике, приобретают определённые знания, умения, навыки. Поэтому необходимо использование загадок, задач – шуток и задач на сообразительность, головоломок, игр на составление плоскостных изображений, логических игр и упражнений.

      Подготовка детей к усвоению математики в школе не может успешно осуществляться без связи с методикой дошкольного обучения и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников.

      Опора на эти науки позволяет:

во-первых, определить объём и содержание знаний, которые должны быть усвоены детьми в детском саду и служить фундаментом математического образования;

во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающих возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципам преемственности.

      Осуществляемое в детском саду формирование у дошкольников первоначальных математических знаний и умений должно не только обеспечивать непосредственный практический результат, но и предусматривать широкий развивающий эффект, способствовать осознанию доступных математических отношений и зависимостей. Это составляет основное содержание подготовки детей к усвоению математике в школе.

      Важное условие эффективности обучения – умение организовать внимание детей. Программами предусмотрено проведение образовательной деятельности в игровой, занимательной форме, способствующей развитию личности дошкольника, его самостоятельности, инициативы творчества, реализации его потребностей и интересов, формированию эмоциональной общности со сверстниками и взрослыми, как элементами развития социальных отношений, совершенствование умения детей владеть своим поведением и подчинять его правилам игры.

      Занимательный материал оказывает большую помощь в привитии у детей интереса к математике, активизирует познавательную активность, способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, выработке умения творчески и инициативно подходить к задаче, её результату.

Библиографический список:

  1. З.А. Михайлов «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М., Просвещение, 1985 г.
  2. А. Чименгизова, Б. Спиридова «Играя, учимся математике» М., Просвещение, 1993 г.
  3. Л. Машин, Е. Мадышева «Развивающие игры» Харьков, «Фолио» 1996г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Материал представляет собой обобщенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий....

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...

Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия          Инновационн...

Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактический материалпо формированию элементарных математических представленийу детей дошкольного возраста....

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников

В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...