Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nat_ivan.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет»

Воспитатель: Соловьева Наталья Ивановна

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
• развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

Психолого-педагогические основы развития математических представлений у детей 4-5 лет

Это большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящие могут поставить себя на место своего слушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно из того момента, в который происходят описываемые события. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.

Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеют водить машину и т.д. Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия, разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них.

Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.

Организационная работа с детьми

  Целью нашей работы было выявление познавательного интереса у  дошкольников к математике. Для этого нами была использована индивидуальная беседа, предложенная Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Результаты, полученные в ходе беседы, показали, что большинство опрошенных детей любят занятия по математике, с удовольствием разгадывают загадки, ребусы, играют в математические игры. Детей привлекает разнообразный математический материал. Многие дети  имеют дома математические игры, а также дошкольники играют дома с родителями.
Целью следующей серии было  выявление уровня развития каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития детей нашей группы.

Педагогический эксперимент: 

Детям были предложены четыре теста.

  1. Методы исследования количественных представлений

Сосчитай себя.

-  Назвать части своего тела, которых по одной  (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).

        - Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги).

II Величина

Ленточки.

Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.

1.Самую длинную "ленточку" закрась, синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д.

2. Уравнять все "ленточки" по длине.

III. Методы исследования представлений о геометрических фигурах.

Какой формы?

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

-  Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.

IV. Методы исследования пространственных представлений.

Исправь ошибки.

Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.

В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.

8-10 баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения  (уменьшения)  количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине,  высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.

4-7 баллов - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 4-7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

1-3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной с взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3-5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.

Использование дидактических игр

Цель: создание системы развития логико-математических способностей через использование дидактических средств

Дидактические игры позволяют эффективно формировать познавательные интересы и развивать способности детей. В дидактических играх

  1. Происходит переход к свободной сознательной работе над волей, характером.
  2. Развиваются разные формы контроля и самоконтроля.
  3. Формируются  умения самостоятельно ставить цели игры, игровой задачи и  решать их.
  4. Проявляется инициатива, индивидуальность.

Для решения этой цели сформировали следующие задачи:

- формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основные способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты

- развивать представление о свойствах( величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе, о различных способах познания этих свойств

- развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой и проблемной задачи

- поощрять уместное использование математических терминов и символики

- способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них

- развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в решении проблемно- поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.

Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим направлениям:
-  Работа с детьми. Она включала в себя использование дидактических игр.
-  Проектирование предметно- развивающей среды.
-  Работа с родителями .
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы старались  воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре дети  приобретали новые знания, умения, навыки. Игры способствовали развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.
Изучая новую литературу, мы пришли к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, мы сможем исправить пробелы знаний у детей. С прошлого года мы  работаем углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”.
Все дидактические игры мы  для себя разделили на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление

Результаты работы

Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес к математике, они стали более активны не только на занятиях, но и в повседневной деятельности. Формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.

В настоящее время мы продолжаем работать над формированием познавательного интереса у дошкольников к математике посредством дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников

В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...

Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"

Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.Эти задачи решаются в процессе ознакомления д...

"Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"

quot;Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...