Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nat_ivan.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет»
Воспитатель: Соловьева Наталья Ивановна
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
• развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.
Психолого-педагогические основы развития математических представлений у детей 4-5 лет
Это большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящие могут поставить себя на место своего слушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно из того момента, в который происходят описываемые события. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.
Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеют водить машину и т.д. Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия, разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них.
Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.
Организационная работа с детьми
Целью нашей работы было выявление познавательного интереса у дошкольников к математике. Для этого нами была использована индивидуальная беседа, предложенная Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Результаты, полученные в ходе беседы, показали, что большинство опрошенных детей любят занятия по математике, с удовольствием разгадывают загадки, ребусы, играют в математические игры. Детей привлекает разнообразный математический материал. Многие дети имеют дома математические игры, а также дошкольники играют дома с родителями.
Целью следующей серии было выявление уровня развития каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития детей нашей группы.
Педагогический эксперимент:
Детям были предложены четыре теста.
- Методы исследования количественных представлений
Сосчитай себя.
- Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги).
II Величина
Ленточки.
Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.
1.Самую длинную "ленточку" закрась, синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д.
2. Уравнять все "ленточки" по длине.
III. Методы исследования представлений о геометрических фигурах.
Какой формы?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
- Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.
IV. Методы исследования пространственных представлений.
Исправь ошибки.
Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.
8-10 баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.
4-7 баллов - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 4-7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1-3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной с взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3-5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Использование дидактических игр
Цель: создание системы развития логико-математических способностей через использование дидактических средств
Дидактические игры позволяют эффективно формировать познавательные интересы и развивать способности детей. В дидактических играх
- Происходит переход к свободной сознательной работе над волей, характером.
- Развиваются разные формы контроля и самоконтроля.
- Формируются умения самостоятельно ставить цели игры, игровой задачи и решать их.
- Проявляется инициатива, индивидуальность.
Для решения этой цели сформировали следующие задачи:
- формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основные способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты
- развивать представление о свойствах( величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе, о различных способах познания этих свойств
- развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой и проблемной задачи
- поощрять уместное использование математических терминов и символики
- способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них
- развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в решении проблемно- поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.
Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим направлениям:
- Работа с детьми. Она включала в себя использование дидактических игр.
- Проектирование предметно- развивающей среды.
- Работа с родителями .
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы старались воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре дети приобретали новые знания, умения, навыки. Игры способствовали развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.
Изучая новую литературу, мы пришли к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, мы сможем исправить пробелы знаний у детей. С прошлого года мы работаем углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”.
Все дидактические игры мы для себя разделили на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Результаты работы
Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес к математике, они стали более активны не только на занятиях, но и в повседневной деятельности. Формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.
В настоящее время мы продолжаем работать над формированием познавательного интереса у дошкольников к математике посредством дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...
Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников
В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...
Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"
Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.Эти задачи решаются в процессе ознакомления д...
"Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"
quot;Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"...
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...