Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений
методическая разработка по математике

Бельтоева Айна Асланбековна

Перспективный план включает в себя  использование элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений во 2 младшей, средней и старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt._plan_po_matem.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений во второй младшей  группе

Месяц

№ занятия

Непосредственно- образовательная деятельность

Программное содержание

Элемент занимательной математики

Материалы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

«Шарик – кубик»

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (Кубик)

Д/И «Чудесный мешочек» (узнавание предмета на ощуп)

Мешочек, кубик, шарик, платок.

2

«Большой –маленький»

Закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова большой, маленький.

Компьютерная презентация «Большой маленький»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

«Один, много, мало»

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, ни одного.

 

Чтение стихотворения

2

«Один, много, ни одного»

Учить понимать слова много, один, ни одного.

Чтение стихотворения

3

«Круг»

Познакомить с кругом

Загадки и стихи о круге.

4

«Большие и маленькие круги»

Продолжать учить различать и называть круг, сравнивать их по величине.

Рассматривание картинки из геометрических фигур, ищем на ней большие и маленькие круги

Картина из геометрических фигур.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

«Длинный – короткий»

Учить сравнивать два предмета по длине – длинный – короткий.

Компьютерная презентация «Длинный – короткий»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

2

«Один – много»

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке.

Д/И «Найди в групповой комнате один и много предметов»

3

«Квадрат»

Познакомить с квадратом.

Игры со счётными палочками. Составление квадрата

Комплект счётных палочек на каждого ребёнка.

4

«Геометрия для малышей»

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

Компьютерная презентация «Геометрия для малышей»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

«Один – много»

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке.

Д/И «Найди в групповой комнате один и много предметов»

2

«Весёлые фигуры»

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Игра «Весёлые фигуры» - составление картинок из геометрических фигур.

Комплект фигур на каждого ребёнка

3

«Левый – правый»

Упражнять в ориентировании  на собственном теле, различать левую и правую руку.

Чтение стихотворения.

4

«Длинный - короткий»

Совершенствовать сравнивать два предмета по длине.

Игры со счётными палочками. Выкладываем длинные и короткие полоски.

Комплект счётных палочек на каждого ребёнка.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1

«Узкий – широкий»

Учить сравнивать два предмета по ширине.

Чтение стихотворения.

2

«Фигуры»

Закреплять умение различать круг и квадрат.

Игра «Весёлые фигуры» - составление картинок из геометрических фигур.

Комплект фигур на каждого ребёнка.

3

«Треугольник»

Познакомить с треугольником.

Игры со счётными палочками. Выкладываем треугольник.

Комплект счётных палочек на каждого ребёнка.

4

«Фигуры»

Продолжить знакомить с треугольником, учить называть его и сравнивать его с квадратом.

Компьютерная презентация «Фигуры»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1.

«Фигуры»

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Загадки о фигурах.

2

«Найди предмет»

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Игра «Найди игрушку»

Игрушки, спрятанные в разных частях групповой

комнаты.

3.

«Высокий – низкий»

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результат сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Чтение стихотворения

4.

«Больше – меньше»

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результат сравнения словами больше -меньше , столько – сколько.

Чтение стихотворения

М

А

Р

Т

1

«Фигуры»

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Стихи о фигурах.

2

«Длина и высота»

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результат  сравнения соответствующими словами.

Компьютерная презентация «Длина, высота»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

3

«День – ночь»

Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

Чтение стихотворения

4.

«Весёлые фигуры»

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

«Весёлые фигуры», составление картинок из фигур.

Комплект фигур на каждого ребёнка

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

1

«Весёлые фигуры»

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Игры со счётными палочками, составление фигур и картинок из палочек.

Комплект палочек на каждого ребёнка

2

Математическая игра «Весёлая математика»

Упражнять сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой маленький.

Путешествие в страну больших и маленьких предметов.

3.

«Один – много»

 

Учить различать одно и много движений и обозначать их словами один и много.

Игра «Делай как я»

4.

«Утро – вечер»

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Компьютерная презентация «Утро, вечер»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

1

«Где находиться предмет?»

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д.

Компьютерная презентация «Где находиться предмет?»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

2

«Фигуры»

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Стихи и загадки о фигурах.

3.

Математическая игра «Сказка о фигурах»

4

Математический праздник «Путешествие в страну больших и маленьких фигур»

Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений  в средней   группе

Месяц

№ занятия

Непосредственно- образовательная деятельность

Программное содержание

Элемент занимательной математики

Материалы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

«Большой – маленький»

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше.

Чтение стихотворения

2

«Сутки»

Закреплять умение различать и называть части суток – утро, день, вечер, ночь.

Чтение стихотворения

3

«Геометрия для малышей»

Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Компьютерная презентация «Геометрия для малышей»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

«Фигуры»

Закреплять умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Загадки о фигурах.

2

«Лево – право»

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Чтение стихотворения

3

«Сутки»

Расширять представление о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Компьютерная презентация «День – ночь»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

4

«Фигуры»

Совершенствовать умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, не зависимо от их размера.

Игры со счётными палочками – складываем большие и маленькие фигуры.

Комплект счётных палочек на каждого ребёнка, образцы фигур.

1

«Прямоугольник»

Познакомить с прямоугольником на основе его сравнения с квадратом.

Игры со счётными палочками –выкладываем прямоугольник.

Чтение стихотворения

Комплект счётных палочек на каждого ребёнка, образцы фигуры.

2

«Весёлые фигуры»

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

«Весёлые фигуры» - составление картинок по образцу.

Комплект фигур на каждого ребёнка, образцы картинок.

3

«Быстро – медленно»

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Интересные факты «Самые быстрые и медленные животные»

Иллюстрации к интересным фактам.

4

«Фигуры»

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Стихи о фигурах.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

«Счёт»

Продолжать учить считать в пределах 5.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Котята»

2

«Длина и ширина»

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (Длине и ширине).

Компьютерная презентация «Длина и ширина»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

3

«Цилиндр»

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Лепка цилиндра.

Пластилин, цилиндр.

4

«Сутки»

Расширять представление о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Загадки о частях суток.

1

«Весёлые фигуры»

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

«Весёлые фигуры» - составление картинок по образцу.

Комплект фигур на каждого ребёнка, образцы картинок.

Я

Н

В

А

Р

Ь

2

«Далеко – близко»

Уточнить представление слов далеко, близко.

Компьютерная презентация «Далеко - близко»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

3

«Фигуры»

Совершенствовать умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

«Танграм»

Комплект игры «Танграм» на каждого ребёнка, образцы картинок.

4

«Вчера, сегодня, завтра»

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Чтение стихотворения

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

«Счёт»

Продолжать упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.

Чтение стихотворения

2

«Где предмет?»

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади.

Компьютерная презентация «Где предмет?»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

3

«Сутки»

Расширять представление о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Стихи о частях суток.

4

«Весёлые фигуры»

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

«Весёлые фигуры» - составление картинок по условию.

Комплект фигур на каждого ребёнка.

М

А

Р

Т

1

«Счёт»

Объяснить, что результат счёта не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Чтение стихотворения

2

«Логика»

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Логические задания на группировку предметов.

Игрушки.

3

«Куб и шар»

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб и шар.

Игры со счётными палочками – моделируем куб из палочек и пластилина, лепим шар.

Комплект счётных палочек на каждого ребёнка, пластилин, образцы фигуры.

4

«Счёт»

Закреплять представление о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5)

Чтение стихотворения

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

«Далеко – близко»

Уточнить представление слов далеко, близко.

Компьютерная презентация «Далеко - близко»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

2

«Сутки»

Расширять представление о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Загадки о частях суток.

3

«Куб и шар»

Учить соотносить форму предметов с шаром и кубом.

Компьютерная презентация «Шар - куб»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

4

«Где предмет?»

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади.

Компьютерная презентация «Где предмет?»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

М

А

Й

1

Игры «Весёлые фигуры»

Игры со счётными палочками.

2

Математическая игра «В гостях у Золушке»

3

Математический праздник «Весёлый поезд»

Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений в старшей группе

Месяц

№ занятия

Непосредственно- образовательная деятельность

Программное содержание

Элемент занимательной математики

Материалы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

«Считалка»

Закреплять навык счёта в пределах 5

Чтение стихотворения С.Михалкова «Котята» (считалка)

2

«Поиск клада»

Совершенствование умения двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперёд, назад, направо, налево.

Игра «Поиск клада»

Карта

3

«Весёлый счёт»

Совершенствовать навык счёта в пределах 5

Компьютерная презентация «Весёлый счёт»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

«Весёлые фигуры»

Закреплять представление о знакомых  плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Игра «Весёлые фигуры»

(составление картинок из геометрических фигур по образцу)

Наборы геометрических фигур для каждого ребёнка.

2

«Я считаю»

Учить считать в пределах 6.

Чтение стихотворения В.Орлова «Я считаю»

3

«По порядку становись»

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, ещё уже …самый узкий (и наоборот)

Игра «По порядку становись» (расстановка по порядку различных предметов), с использованием интерактивной доски.

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

4

«Сутки»

Расширять представление о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Чтение стихотворения «Сутки»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

«Считалка»

Учить считать в пределах 8.

Компьютерная презентация «Считалка «Муркин счёт»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

2

«Геометрия для детей»

Закреплять представление о знакомых  геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющую форму знакомых геометрических фигур.

Компьютерная презентация «Геометрия для детей»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

3

«Найди отличия»

Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Компьютерная презентация «Найди 10 отличий»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

4

«Части суток»

Закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Загадки о частях суток.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

«Сказка про цифры»

Совершенствовать навык счёта по образцу и на слух в пределах десяти.

Чтение сказки «Сказка про цифры»

Картина по сюжету сказки, на которой дети отыскивают цифры.

2

«Весёлые палочки»

Дать представление о четырёхугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

Составление из счетных палочек фигур.

Счётные палочки по одному набору для каждого ребёнка.

3

«Дни недели»

Познакомить с названиями дней недели.

Историческая справка «Дни недели» (рассказ о том, как дни недели получили своё название)

4

«Про Емелю»

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Чтение стихотворения «Мы спросили у Емели»

Я

Н

В

А

Р

Ь

1

«Магический квадрат»

Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

 «Магический квадрат»

Разгадать секрет магического квадрата и заполнить пустые ячейки.

Плакаты с изображением магических квадратов.

2

«Куда девался понедельник?»

Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Чтение стихотворения Ю.Морица «Куда девался понедельник?»

3

«Нарисуй картину»

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Игра «Нарисуй картину»

(расположение на листе бумаги простейших изображений относительно друг друга)

Мольберт, лист бумаги, фломастеры.

4

«Где спряталась фигура?»

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Компьютерная презентация «Форма»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

«Дни недели»

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день был сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Компьютерная презентация «Дни недели»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

2

«Весёлая геометрия»

Совершенствовать представления о треугольниках и четырёхугольниках.

Компьютерная презентация «Весёлая геометрия»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

3

«По порядку становись»

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами.

Игра «По порядку становись»

Раскладывание различных предметов по порядку.

Наборы предметов.

4

«Мерки»

Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной мерки), равного одному из сравниваемых предметов.

Историческая справка «Чем измеряли длину наши деды»

М

А

Р

Т

1

«Считалка про козлёнка»

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка.

Чтение стихотворения В.Степанова «Галочка - считалочка»

2

«Дни недели»

Закреплять последовательно называть дни недели.

Компьютерная презентация «Дни недели»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

3

«Навык счёта»

Совершенствовать навык счёта в пределах 10.

Чтение стихов В.Н.Савичева «Стихи о цифрах»

4

«Фигуры»

Совершенствовать представления о треугольниках и четырёхугольниках.

Игры со счётными палочками.

Наборы счётных палочек на каждого ребёнка.

     

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

«Квадрат»

Познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, учить называть эти части и сравнивать целое и часть.

Игра Никитиных «Дроби»

Комплект игры.

2

«Все фигуры в гости к нам»

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Рисование картинок, используя только геометрические фигуры.

Листы бумаги и карандаши на каждого ребёнка.

3

«Цифры»

Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

Компьютерная презентация «Найди цифру»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

4

«Дни недели»

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день был сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Чтение стихотворения «От утра и до утра»

М

А

Й

1

«Геометрия для детей»

Закреплять представление о знакомых  геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющую форму знакомых геометрических фигур.

Компьютерная презентация «Геометрия для детей»

Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук.

2

«Нарисуй картину»

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Игра «Нарисуй картину»

(расположение на листе бумаги простейших изображений относительно друг друга)

Мольберт, лист бумаги, фломастеры.

3

Математическая игра «Все фигуры в гости к нам»

4

Математический праздник «Теремок с цифрами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...

Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников

В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"

Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.Эти задачи решаются в процессе ознакомления д...

Использование конструктора «3-D математика в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Предлагаем   вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир конструктора «3-D математика» и на практике увидеть новые возможности, как мы можем работать с ним. Работу по формированию эл...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...