Статья "Использование занимательного математического материала в развитии умственных способностей ребёнка"
статья по теме

Статья о необходимости использования занимательного математического материала в развитии умственных способностей ребёнка. В ней раскрывается роль, значение и руководство по использованию занимательных игр в работе с детьми дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  занимательного математического материала в развитии умственных способностей ребенка

    Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно наиболее серьезная, состоит  в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Дети 6-7 лет с радостью идут 1 сентября в 1 класс. Это объясняется тем, что они от природы любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира. Но проходят первые волнующие дни сентября и на лицах многих можно прочесть разочарование. Чем можно объяснить это явление? Неадекватностью методов обучения интересам  детей? Здесь необходим иной подход, и вот почему.

    Взрослые слишком рано отрывают детей от их любимого занятия – игры и сажают за парты для серьезного изучения наук, в том числе математики.

    Перед тем, как посадить детей за парту необходимо поиграть с ними в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи. Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

     Сегодня, а тем более завтра математика в той или иной мере нужна большому числу людей. Особая роль математики – в умственном воспитании, развитии интеллекта. Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет. А помочь формировать правильную структуру         

мышления можно, если постоянно побуждать  ребенка мыслить, учить его думать, сопоставлять, отвечать на вопросы, устанавливать пусть пока элементарные причинно – следственные связи, строить собственные гипотезы и находить аргументы в их защиту.  И здесь очень важно педагогу придти на помощь родителю, убедить его в необходимости использования занимательного математического материала для развития умственных способностей  детей. Растолковать и объяснить всю значимость и необходимость этой работы.

Что такое занимательный математический материал?

    Педагог, знакомя родителей с занимательным математическим материалом (в общих чертах), подчеркивает его игровой характер,  вызывающий интерес к нему детей и взрослых. Он перечислят виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста.      Говорит об играх с математическим содержанием, даёт рекомендации по их изготовлению вместе с детьми или советы, по приобретению игр.  

Значение занимательного математического материала для развития детей.

    Педагог раскрывает роль игр в развитии наглядно – образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).

Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе.

     Родителей необходимо ознакомить с показателями готовности детей к школьному обучению. Целесообразно организовать выступление учителя начальных классов . В беседе с родителями занимательный материал должен быть представлен (наряду с другими) в качестве одного из средств подготовки детей к школе. Необходимо показать его воздействие на ребят при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения сосредоточенно думать, развитие способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.

Руководство играми занимательного характера.

     Уместно рассказать о том, как учить детей воспринимать умственную задачу, представленную в игре, анализировать условия, исходные данные, обучать поисковым действиям через выдвижения предположения, апробирование разных путей поиска ответа, способам доказательства правильного или ошибочного хода поиска. Важно указать при этом на недопустимость сообщения детям готового ответа, а также порицаний и высказываний недовольства.

   В руководстве деятельностью детей важна опора на наглядность. Возможны и частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение ребенка, при этом очень важно учитывать его индивидуальные возможности .

   Знакомя родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, педагог организует просмотр игр, в которых используется занимательный материал, а также наблюдение за самостоятельными играми детей.

  При подведении итогов педагог подчеркивает своеобразие мыслительной деятельности детей, говорит об индивидуальности каждого ребенка, развивающем влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

   Для родителей педагог помещает информацию (в определенной системе) о значении занимательных игр, приемах  руководства ими, дает описание способов их изготовления. Желательно помещать чертежи игрового материала, обзор книг, статей по данной проблеме. Целесообразно рекомендации о  создании домашней интернет – игротеки.

   Использование занимательного математического материала с участием педагогов, родителей и детей способствуют развитию умственной мыслительной деятельности ребенка, направленной на дальнейшее успешное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей ( методами игровой деятельности и моделирования)

Из опыта работы. Описана роль занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста....

Из опыта работы воспитателя по теме"Роль занимательного математического материала в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста"

Обоснование актуальности и перспективность опыт. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

Консультация для воспитателей : "Значение сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием для развития умственных способностей детей".

В данном материале представлены конкретные сюжетно-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Одной из главных задач воспитания дошкольников и подготовки их к дальнейшему обучению в школе является развитие у них познавательных способностей, любознательности, потребности узнавать что-то новое....

Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей старшего дошкольного возраста

Организуя уголок занимательной математики, мы исходили из принципов доступности игр детям в данный момент, помещали в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно ...